История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения — Литература и искусство эпохи Возрождения (Ренессанса)
- История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения
- Ранняя аттическая трагедия
- Цель трагедии
- Трилогия Орестея
- Прометей прикованный
- Антигона
- Композиция и язык трагедии
- Медея
- Аристофан
- Специфические особенности развития римской литературы
- Золотой век римской литературы
- Своеобразие литературы и культуры средних веков
- Литература раннего средневековья
- Литература развитого Средневековья
- Рыцарский (куртуазный) роман
- Литература Предвозрождения
- Джеффри Чосер
- Предвозрождение во Франции
- Творчество Данте Алигьери
- Божественная комедия
- Литература и искусство эпохи Возрождения (Ренессанса)
- Высокое (Классическое) Возрождение
- Позднее Возрождение
- Отличительные черты культуры эпохи Возрождения
Литература и искусство эпохи Возрождения (Ренессанса)
1. Возрождение — эпоха в истории культуры и искусства, отразившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В каждой стране данный тип культуры имел свои особенности, связанные с ее этническими характеристиками, специфическими традициями, влиянием других национальных культур. Возрождение связано с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, литературе, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии.
Эпоха Возрождения — время переосмысления античных традиций и в каком-то смысле возврат к ним. Итальянские гуманисты XV века ориентировались на возрождение античной культуры, мировоззренческие и эстетические принципы которой были признаны идеалом, достойным подражания. В других странах такой ориентации на античное наследие могло не быть, но сущность процесса освобождения человека и утверждения силы, разумности, красоты, свободы личности, единства человека и природы свойственны всем культурам ренессансного типа.
Возрождение — это последний период в Европе, в котором античность существовала как нечто живое. В последующие периоды она умирает и становится достоянием музеев.
Эпоха Возрождения характеризуется тем, что человек как личность, как нечто самоценное, становится центром мироздания, является обожаемым символом культуры. Он связан с обществом, он связан с космосом, но он тот, кто способен все перестраивать и изменять. Он Божий Со-творец. Человеческие способности и достоинства сравнивают с божественными и считают единственным достоянием культуры. Девиз эпохи: человек может все, человек — царь мира. И это не только правитель, а каждый человек.
Искусство играет роль великого кормщика всей европейской культуры, поскольку для него характерны в это время следующие свойства:
1) пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности; 2) утверждение красоты и гармонии действительности;
3) обращение к человеку как к высшему началу бытия; 4) ощущение цельности и стройной закономерности мироздания.
Расцвет культуры Возрождения (Ренессанса) приходится на 2,5 столетия — с середины 14 века по 16 в. В связи с этим выделяются 3 основных периода развития Ренессансной культуры:
· Раннее Возрождение — конец 14 века (представители: Ф.Петрарка, Дж. Боккаччо, Донателло, С. Боттичелли, Джотто, Пико делла Мирандола и др.). Франческо Петрарка, философ и лирический поэт, считается родоначальником гуманистического движения в Италии. В произведениях итальянских гуманистов присутствует главная идея о том, что человек творец своей судьбы и себя самого, как, например в сочинении Пико делла Мирандола “О достоинстве человека”. по мысли гуманистов, человек обладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая рациональный выбор;.