История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения — Композиция и язык трагедии

Композиция и язык трагедии: Софокл строит трагедию в соответствии с характерами основных персонажей. Уже с самого начала в диалоге с Исменой обнаруживается решительный характер Антигоны, который она, по словам хора, унаследовала от отца. Хотя в песнях хора часто упоминается роковое проклятие, тяготеющее над родом Эдипа, но не оно лежит в основе развивающегося действия. Решительность и твердость Антигоны в осуществлении своей идеи, в борьбе с единовластием Креонта связаны с целеустремленным развитием действия, которое отличается большой напряженностью. В композиционном отношении большое значение имеет допрос Креонтом Антигоны.

Появление Гемона, порицающего отца и осуждающего его политику, в идейном отношении имеет значение как выражение политических взглядов самого Софокла, а в композиционном — как протест, который окончательно выводит Креонта из себя, он велит слугам привести Антигону, чтобы убить ее на глазах жениха.

Монолог Антигоны перед казнью — высшая степень напряжения. Жалобы Антигоны, приведенные в коммосе, вызывают живую симпатию к героической девушке, не знающей страха перед всесильным Креонтом, а сравнение ее судьбы с уделом Ниобы, дочери Тантала, обращенной в утес, усиливает драматизм.

Песни хора связаны с ходом действия, но не играют большой роли в его развитии. Хор признает правильность поступков Антигоны и вместе с тем чутко относится ко всему, что касается безопасности и блага государства. В отдельных случаях хор порой удивляется храбрости Антигоны, боится за нее, порой сочувствует ей.

В гибели Антигоны хор видит возмездие за отцовский грех.

Социально-политическая направленность трагедии. В трагедии "Антигона" Софокл вскрывает один из глубочайших конфликтов современного ему общества — конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными. Религиозные верования, уходящие своими корнями в глубь веков, в родовую общину, предписывали человеку свято чтить кровнородственные связи, соблюдать все обряды в отношении кровных родственников. С другой стороны, всякий гражданин полиса обязан был следовать законам государственным, которые иногда резко противоречили традиционным семейно-родовым нормам.

«Эдип-царь». Эдипу предначертано убить своего отца и жениться на матери. Это проклятие свершается. Из чувства вины за свои поступки он выкалывает себе глаза. В целом Эдип олицетворяет образ справедливого правителя. Наказан он за то, что не верил в предсказания и предопределенность судьбы, не верил богам.

Таким образом, Софокл показывает, что боги привносят порядок в человеческую жизнь.

Еврипид (ок. 485/480 — 406 гг. до н. э.). Творчество Еврипида отразило нарастающий кризис афинской рабовладельческой демократии, антагонизм между свободными людьми и рабами. Большое влияние на мировоззрение поэта оказали идеи философов-софистов, отстаивавших свободу личности выступавших против подчинения отдельного человека интересам государства, критическое отношение софистов к мифам. Театр Еврипида — высшая ступень в развитии греческой трагедии. «Философом на сцене» называл Еврипида Аристотель. Еврипид представляет в своих произведениях судьбы людей. Система ценностей в трагедиях Еврипида: боги жестоки к людям, Афины — город, готовый принять гонимых (патриотизм). Основной конфликт — долг и страсть.

Действующие лица его трагедий не похожи на идеализированных героев Софокла; это подлинные люди, такие, «каковы они на самом деле», как указывал Аристотель. Исходя из своих жизненных наблюдений, Еврипид изображает многообразные человеческие характеры, различные душевные порывы, борьбу страстей. Впервые в античной литературе обращается он к женской психологии и создает сложные и яркие женские образы.

Не принимая непосредственного участия в общественной жизни Греции, в своих драмах Еврипид живо откликался на вопросы политической и социальной жизни, волновавшие его современников. События Пелопоннесской войны, свидетелем которой был поэт, тоже нашли отражение в его трагедиях. Еврипид выступал как непримиримый враг тирании и защитник демократии, хотя некоторые стороны афинской демократии внушали ему глубокие опасения (например, паразитизм неимущих граждан, требовавших для себя части общинных доходов и стремившихся к переделу имущества состоятельных слоев).

Во многих своих трагедиях Еврипид вывел на сцену раба, что было в то время новшеством. Осуждая институт рабства и показывая, как подневольное положение убивает в человеке многие хорошие черты, он создал образ «благородного раба». Но, как и большинство античных мыслителей, Еврипид с презрением относился к варварам и не представлял себе греческого общества без использования рабского труда.

Выступая с критикой традиционной религии и мифологии, Еврипид очень вольно обращался с мифологическими преданиями и часто вводил в них много новых мотивов.

В последний период своей жизни Еврипид создал ряд драм со сложной интригой, внезапными поворотами действия; он разработал сюжеты о «подкинутом и найденном ребенке» и о «муже, разыскивающем исчезнувшую жену». Эти произведения проложили путь греческой бытовой комедии.

Определенной трансформации подвергается у Еврипида традиционная форма трагедии. Почти все его трагедии начинаются с пролога, где излагается основной сюжет данного произведения. В эпилоге часто выводится бог, который появляется неожиданно и предрекает судьбу героев.

Искусственное положение занимает в трагедиях Еврипида также хор. В соответствии с традицией хоровые партии сохранены, но хор не включен в действие органично. Большое значение в трагедиях Еврипида имеют монологи и диалоги. Нередко это диалог-спор, диалог-поединок. Еврипид любит словесные состязания героев в речах, выявляющие их сущность. Язык Еврипида приближен к разговорной речи и лучше приспособлен для живых диалогов.

Наиболее известны его трагедии «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде». Великий драматург изображает жизнь реальных людей и их судьбы. Он смело вводит бытовой элемент в свои трагедии. Его героям свойственны и возвышенные чувства (патриотизм, справедливость), и человеческие слабости, и пороки (ревность, оскорбленное достоинство, месть). Еврипид одним из первых указывает на самоценность личности, на необходимость познания своей индивидуальности во всех сложных и противоречивых ее проявлениях.

Вы здесь: Главная Искусство История искусств История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения