История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения — Антигона
- История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения
- Ранняя аттическая трагедия
- Цель трагедии
- Трилогия Орестея
- Прометей прикованный
- Антигона
- Композиция и язык трагедии
- Медея
- Аристофан
- Специфические особенности развития римской литературы
- Золотой век римской литературы
- Своеобразие литературы и культуры средних веков
- Литература раннего средневековья
- Литература развитого Средневековья
- Рыцарский (куртуазный) роман
- Литература Предвозрождения
- Джеффри Чосер
- Предвозрождение во Франции
- Творчество Данте Алигьери
- Божественная комедия
- Литература и искусство эпохи Возрождения (Ренессанса)
- Высокое (Классическое) Возрождение
- Позднее Возрождение
- Отличительные черты культуры эпохи Возрождения
«Антигона». Трагедия написана на мифологический сюжет фиванского цикла. Она не входила в состав трилогии, как это было у Эсхила, а представляет собой вполне законченное произведение. В "Антигоне" Софокл показывает противоречия между законами божественными и произволом человека и ставит выше всего неписаные божественные законы.
Трагедия "Антигона" названа так по имени главного действующего лица.
Действие происходит в г. Фивы. Среди героев дети Эдипа — Антигона, Полиник, Исмена. Полиник предает родной город. Теперешний правитель Фив Креонт не разрешает хоронить Полиника, хотя по законам богов и отцов умерший должен быть погребен. Антигона, не смотря на запрет, решает похоронить брата, и в первой части трагедии она говорит об этих планах с хором и с сестрой Исменой. Она хоронит брата. Креонт приказывает ее наказать — заточить заживо в пещере. Она смиряется с этой казнью. Антигона страстно не желает прощаться с жизнью, горюет, что ей не суждено больше стать матерью и женой: «В путь последний ухожу. Сиянье солнца вижу я в последний раз».
Но Антигона не сожалеет о том, что сделала:
«Мне сладко умереть,
Исполнив долг.
Служу я тем, кому служить должна»
Здесь мы видим конфликт божественного и государственного закона. Софокл на стороне Антигоны: «Не знала я, что твой приказ всесилен,
И что посмеет человек нарушить закон богов».
Сын Креонта и жених Антигоны Гемон и жена Креонта кончают жизнь самоубийством. Креонт узнает об этом, понимает, что не в силах ничего изменить, и восклицает: «…нет меня! Я ничто!»
Преобладающая черта в характере Антигоны — сила воли, которую она проявляет в борьбе с Креонтом за право похоронить брата по установленному обряду. Она чтит древний закон родового общества. У нее нет сомнения в правильности принятого решения. Чувствуя свою правоту, Антигона смело бросает вызов Креонту.
Свои действия он софистически оправдывает интересами государства. Он говорит, что во имя блага родины не может одинаково почтить спасителя отечества и врага. К людям, идущим против государства, Креонт готов применить самые жестокие законы. Всякое сопротивление своему приказу Креонт рассматривает как антигосударственное выступление.
Другие действующие лица: Исмена, Гемон появляются в трагедии эпизодически, чтобы оттенить основные черты главных действующих лиц. Слабость, нерешительность Исмены являются контрастом силе, стойкости Антигоны, а корыстолюбие и трусость Гемона — самозабвенной решимости героини. Второстепенные образы как бы дополняют характеристики Антигоны и Креонта. Автор использует прием контрастного противопоставления персонажей — Исмена и и Антигона, Креонт и Гемон (Сторож).
Образы представляют собой характеры с одной яркой очевидной чертой — Антигона имеет огромную силу воли, Креонт — деспот, Исмена — нерешительная: «За безнадежное не стоит браться…»