История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения — Цель трагедии
- История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения
- Ранняя аттическая трагедия
- Цель трагедии
- Трилогия Орестея
- Прометей прикованный
- Антигона
- Композиция и язык трагедии
- Медея
- Аристофан
- Специфические особенности развития римской литературы
- Золотой век римской литературы
- Своеобразие литературы и культуры средних веков
- Литература раннего средневековья
- Литература развитого Средневековья
- Рыцарский (куртуазный) роман
- Литература Предвозрождения
- Джеффри Чосер
- Предвозрождение во Франции
- Творчество Данте Алигьери
- Божественная комедия
- Литература и искусство эпохи Возрождения (Ренессанса)
- Высокое (Классическое) Возрождение
- Позднее Возрождение
- Отличительные черты культуры эпохи Возрождения
Цель трагедии — прославить величие человека и вместе с тем вызвать к нему сострадание, предостеречь о несчастьях и катастрофах, которые подстерегают в жизни каждого. Сочувствие зрителей героям трагедии нередко обостряется благодаря использованию автором эффекта трагической иронии. Он возникает тогда, когда зритель информирован лучше трагического героя и заранее предвидит беду, о которой сам герой еще не подозревает.
Пробуждая в людях самые благородные чувства (восхищение, сострадание), трагедия, по мысли Аристотеля, содействует их духовному очищению (катарсису).
В Древней Греции трагедия процветала в V в. до н.э. в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида, а также их предшественников (Херил, Пратин, Фриних, Феспид) и младших современников (Агафон, Ион Хиосский); с IV в. до н.э. постепенно стала утрачивать свое значение.
В Древнем Риме первые трагедии — вольные обработки греческих — были поставлены в III в. до н.э. Ливием Андроником. В конце того же столетия Гней Невий разработал новый вид трагедии — претексту, или претекстату (на сюжеты римской мифологии и истории), за ним последовали Энний, Пакувий, Акций (II в. до н.э.). С I в. до н.э. трагедии все меньше ставят в римском театре, но продолжают сочинять в расчете на читателей (Цицерон, Цезарь, Август, Овидий). Яркие примеры трагедий для чтения сохранились в литературном наследии Сенеки (I в. н.э.). В литературе Нового времени эта традиция будет продолжена.
«Древняя» аттическая комедия представляет собой нечто исключительно своеобразное. Как и трагедия, комедия выросла из комплекса религиозно-обрядовых действ древнегреческих земледельцев, на что указывает и этимология наименования этого жанра: лат. comoedia, греч. komodнa, от komos — веселая процессия и ode — песня комоса). Комос — «ватага гуляк», совершающих после пирушки шествие и распевающих при этом песни насмешливого или хвалебного, а иногда и любовного содержания. Архаические и грубые игры празднеств плодородия причудливо сплетены в ней с постановкой самых сложных социальных и культурных проблем, стоявших перед греческим обществом.
«Аттическая комедия возникла из различных форм народных увеселений (шествия хоров с танцами и шуточными песенками, перебранками и представлениями ряженых) и входила в состав Дионисовых празднеств как вольная обрядовая игра».
Комедия, драматический жанр, «в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим». Здесь имеется в виду, что общедраматическую концепцию мира и человека этот жанр корректирует особым комическим мировосприятием, согласно которому абсолютное большинство жизненных конфликтов имеют характер не трагических тупиков, а несообразностей, отклонений от нормы и могут быть преодолены, исправлены. В Античности утвердилось представление о комическом как о безобразном, уродливом, не приносящем однако большого вреда.
Различных несоответствий немало в реальной действительности (между тем, что должно быть, и тем, что есть; между видимостью и сущностью и т.п.). Будучи изображенными в произведении искусства, эти жизненные несоответствия порождают особый комический эффект. Стремясь к его достижению, художник может целенаправленно видоизменять, переосмысливать изображаемое, намеренно утрировать в нем нелепости. «Все элементы смешного образа при этом взяты из жизни, у реального предмета (лица), но их соотношения, расположение, масштабы и акценты («композиция» предмета) преображены творческой фантазией; и один из источников наслаждения от комического — это наше «узнавание» предмета под преображенной до неузнаваемого (напр., в шарже, карикатуре) маской: сотворчество зрителей и слушателей», — рассуждает Л.Е. Пинский.
Комический эффект в литературном произведении создается и речью персонажей (игра слов, парадоксы, пародии и т.д.), и их внешним видом (так, актеры древней аттической комедии намеренно деформировали фигуру, одевались шутовски), и поведением. Однако главными источниками комизма являются необычные, нелепые ситуации и характеры героев.
В зависимости от того, какой из этих источников преобладает в комедии, различают два ее основных типа — комедию положений, интриги и комедию характеров. Оба типа представлены уже в античной литературе.
Комическое мировосприятие открывает перед художником неисчерпаемые возможности. Руководствуясь им, комедиограф:
а) углубляется в исследование закономерностей жизни, ее противоречий и парадоксов;
б) обнаруживает в жизненном укладе, а также в поведении и характерах людей различные негативные проявления и, дискредитируя их, утверждает идеалы, подлинные духовные ценности;
в) выражает оптимистическое мироощущение, поддерживает нравственное здоровье людей, содействует их духовному раскрепощению;
г) воспитывает, преподает людям нравственные уроки;
д) развлекает.
Как видим, цели комедии разнообразны и только к «осмеянию пороков» не сводятся. Не следует также приравнивать комическое к смешному. В произведении искусства комический эффект может вызывать не только смех, но и гнев, возмущение, отвращение, грусть, сожаление, симпатию, умиление. Поэтому пафос комедий очень разнообразен: от площадного шутовства до романтической героики. Вместе с тем комедия, даже когда она утверждает и прославляет, не возвеличивает изображаемое. Ее сфера — это сфера неофициальной, обыденной жизни; ее стиль — стиль живого обиходного общения людей. Комические герои трактуются как частные лица, не свободные от недостатков и даже пороков.
По словам Аристотеля, это люди «такие, как мы», или «худшие, чем мы». Во всем этом комедия противоположна трагедии, зато близка роману. Действительно, успехи комедии — новой аттической и римской — подготовили почву для античной романистики.
Свое жанровое обличие комедия окончательно обрела к середине V в. до н.э. в творчесте Эпихарма, Эвполида и Кратина.
Первым признанным классиком этого жанра в Греции явился Аристофан (конец V в. До н.э.) Дальнейшему развитию аттической комедии способствовали Антифан, Алексид, Менандр, Дифил, Филемон (IV — III вв. до н.э.). Их произведения послужили образцом для первых римских комедиографов (Ливий Андроник, Гней Невий) и таких признанных классиков жанра, как Плавт и Теренций (III — II вв. до н.э.). С I в. до н.э. и затем в Римской империи античная комедия постепенно теряет свое значение и вытесняется ателланой и мимом.
Ателлана — жанр древнеримской народной комедии; появилась в Риме в III в. до н.э. на оскском языке. Первоначально импровизировалась; в начале I в. до н.э. ателлана получила стихотворную обработку на латинском языке (сохранились фрагменты).
Ателланы — комические короткие сценки из быта простонародья, нередко с политическими выпадами; актеры выступали в масках. В виде 4 масок (устойчивых примитивных характеров-персонажей) представлены и действующие лица ателланы. Впоследствии вытеснена мимом.
Мим (от греч. mimos — лицедей; подражание) — малый комический жанр античной драмы, одна из форм народного театра. Вначале это были короткие сценки с какой-либо характерной фигурой в центре…– импровизированная имитация на смешную или непристойную тему из повседневной жизни.
Первую литературную обработку мим получает в творчестве сицилийского поэта Софрона (V в. до н.э.) и его сына Ксенарха. С III в. до н.э. мим распространяется по всему греческому миру, постепенно вытесняя другие драматические жанры. С I в. до н.э. появляется в Риме (мимы Д. Лаберия и Публилия Сира).
В сравнении с большими литературными формами мим допускал необычную свободу в словесном, ритмическом, стилевом оформлении, а также в выборе темы и героев из разных социальных слоев…».
3. Древняя Греция оставила три имени авторов трагедии: Эсхил, Софокл, Еврипид и одно имя комедиографа — Аристофан.
В греческих трагедиях поднимались темы, актуальные не только для Древней Греции, но и, как оказалось, для всей последующей истории человечества. Главная среди них — утверждение человека в мире, через борьбу, торжество и поражения.
Проблему судьбы и личности, которая пытается противостоять ей, разрабатывает Эсхил — "отец трагедии". Он ввел в драму (драматические произведения предыдущих авторов, кроме хора, имели только одно действующее лицо) второго актёра, что произвело переворот в литературе и театральном искусстве. До Эсхила трагедии представляли собой диалог хора и актера.
Эсхил происходил из знатного рода. Его политические взгляды отличались консерватизмом. Из написанных Эсхилом, по сообщению древних, 90 трагедий до нашего времени дошло только 7. Несмотря на использованные в этих трагедиях мифологические сюжеты, Эсхил откликается на актуальнейшие вопросы своего времени. Он не только вводит второго актера, но и роскошные костюмы и маски, сценические эффекты — появление теней умерших, низвержение скал.