История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения — Трилогия Орестея
- История мировой литературы и искусства: греческий театр, развитие римской литературы, литература и культура средних веков и возрождения
- Ранняя аттическая трагедия
- Цель трагедии
- Трилогия Орестея
- Прометей прикованный
- Антигона
- Композиция и язык трагедии
- Медея
- Аристофан
- Специфические особенности развития римской литературы
- Золотой век римской литературы
- Своеобразие литературы и культуры средних веков
- Литература раннего средневековья
- Литература развитого Средневековья
- Рыцарский (куртуазный) роман
- Литература Предвозрождения
- Джеффри Чосер
- Предвозрождение во Франции
- Творчество Данте Алигьери
- Божественная комедия
- Литература и искусство эпохи Возрождения (Ренессанса)
- Высокое (Классическое) Возрождение
- Позднее Возрождение
- Отличительные черты культуры эпохи Возрождения
Трилогия «Орестея» (458 г до н.э.)
Так, основной темой трилогии Эсхила «Орестея», состоящей из трагедий: «Агамемнон», «Хоэфоры» и «Эвмениды», служит борьба между гибнущим материнским и побеждающим отцовским правом.
«Агамемнон» после окончания войны возвращается в свой г. Аргос, дома его «ждет» Клитемнестра. Традиционно объяснение убийства — Агамемнон убил свою дочь Ифигению, но Эсхила интересуют этические мотивы → объяснение: она завела любовника, хочет сделать его царем. Вместе с Агамемноном в колеснице едет прорицательница Кассандра (дочь Приама). Она пророчествует, плачет о троянцах. Хор старейшин осуждает Клитемнестру, но боится её. Клитемнестра поет и убивает мужа, затем и Кассандру.
В образе Клитемнестры выразилась идея соотношения вины и невиновности. Она виновна, так как убивает, но и невиновна, так как делает это по предопределению рока.
«Хоэфоры» (греч. — «несущие возлияние») Клитемнестра посылает дочь Электру пойти на могилу отца сделать жертвенные возлияния (чтобы тот не очень сердился). Хоэфоры — хор, который вместе с Электрой совершают возлияния. Электра видит на могиле локон (жертва) и следы → догадывается, что вернулся брат Орест. Они договариваются убить мать. Орест убивает мать, мотивируясь желанием Апполона. Орест — герой, уже не беспрекословно подчиняющийся богам: Аполлон вынужден угрожать ему, чтобы тот подчинился. Орест воплощает идею борьбы долга и свободы — он не хочет убивать мать, но должен.
После убийства матери Ореста преследуют богини кровавой мести — змеиноволосые Эриннии. Блюстительницы старинных начал матриархата, они не считают виновной Клитемнестру, ибо «чужим по крови был убитый ею муж». Эринний на сцене нет, они только мерещатся.
«Эвмениды». Орест бежит в Дельфы, пытается спастись у алтаря Аполлона, затем по его совету просит защиты в суде. В Афинах всем правил ареопаг (госсовет). На стороне Ореста новые боги — Аполлон и Афина, поправшие «скрижаль старинных правд». Аполлон считает, что убийство отца хуже убийства матери. Эриннии настаивают, что она не была с ним в кровном родстве. На суде голоса делятся поровну → решающий за Афиной → за Ореста.
Афина и Аполлон — олицетворение новой демократической власти, Эриннии — старый порядок. Но Афине удаётся «преклонить одичалых богинь неподатливый гнев». Учреждаемый ею ареопаг оправдывает Ореста. Афина предлагает Эринниям стать эвменидами — подательницами благ, те соглашаются. Превратившись в благих Эвменид, Эриннии остаются в Афинах — становятся их богинями-покровительницами. В уста Афины автор вложил и завет, выразивший его собственные политические взгляды:
Храните город столь же зорко, граждане,
От безначалья, сколь от самовластья.
Отражена не борьба патриархата и матриархата, а их прав. Отцовское превалирует над материнским.
Идея трагедии: торжество исторически прогрессивного; человеку нужно отстаивать свои убеждения, а боги придут на помощь тому, кто уверен в себе.
Особенности произведения:
– герои появляются в момент наивысшего душевного напряжения
– личность сама по себе не интересна
– торжественный возвышенный стиль (значение конфликта)
– богатство лексики, внутренней рифмы, яркость приемов
Новаторство Эсхила:
– ввел второго актера → стал возможен драматический конфликт,
– уменьшил партии хора и на первое место поставил диалог
Таким образом, в «Орестее» последовательно развертывается вереница сложных и противоречивых человеческих поступков, совмещающих в себе справедливое возмездие с новым преступлением, причем человек неизменно пользуется поддержкой Зевса и Справедливости до тех пор, пока он творит правый суд, и лишается их поддержки, когда выявляется неразрывно связанная с возмездием нечестивость. Только суд афинских граждан, освященный волей богов, кладет конец этой кровавой цепочке возмездий-преступлений, а стараниями самой Афины древние богини, носительницы родовой этики, включаются в новый порядок вещей, беря на себя охрану согласия и благочестия граждан.
В мире Эсхила господствует уже не индивидуальная, капризная и случайная воля гомеровских богов, а закономерность справедливого воздаяния, все еще воплощаемая в конкретных образах Зевса и Дики (Справедливости), но поднятая до уровня объективных сил, лежащих в основе мироздания.
«Персы». Единственная (из дошедших) трагедия Эсхила, основанная не на мифах, а на реальных недавних исторических событиях (персидские войны). Трагедия «Персы» отражает торжество афинян, одержавших историческую победу в борьбе против Персии, и содержит подробное описание Саламинского сражения.
Эсхил сочувствует персам, обвиняет их императора Ксеркса, который пошел против установленного миропорядка — осушил море, сковал Геллеспонт. Боги выбрали греков для возмездия.
Хор — персидские старейшины. Атоссе снится, что Ксеркс запряг в колесницу 2-х женщин — Европу (бесится) и Азию (терпит). Она вызывает тень мужа, он предвещает поражение персов.
Эсхил хочет этой трагедией показать:
– демократия греков — хорошо, в этом причина победы
– склонность Ксеркса к насилию — это плохо.