Международные стандарты учёта и финансовой деятельности
- Международные стандарты учёта и финансовой деятельности
- 2. Правила для составления финансовой отчетности по МС.
- 3. Качественные характеристики финансовой отчетности.
- 4. Баланс между выгодами и затратами согласно МСФО.
- 5. Достоверное и объективное представление согласно МСФО.
- 6. Своевременность финансовой информации по МСФО.
- 7.Нейтральность информации согласно с МСФО.
- 8. Осмотрительность, согласно с МСФО.
- 9. Полнота информации согласно с МСФО.
- 10. Преобладание сущности над формой согласно МСФО.
- 11. Элементы финансовой отчетности.
- 12. Активы бухгалтерского баланса согласно МСФО.
- 13. Обязательства бухгалтерского баланса согласно МСФО.
- 14. Собственный капитал баланса согласно МСФО.
- 15.Отчет о прибылях и убытках.
- 16. Доходы, согласно МСФО.
- 17. Расходы согласно МСФО.
- 18. Два критерия признания элементов ФО по МС.
- 19. Оценка элементов финансовых отчетов.
- 20. Полный комплект финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
- 21. Статьи баланса в соответствии с МСФО.
- 22. Какие включает статьи отчет о прибылях и убытках, в соответствии с МСФО.
- 24. Отчет об изменении в капитале, в соответствии с МСФО.
- 25. Схема трансформации бухгалтерской отчетности российских предприятий, в соответствии с МСФО.
2. Правила для составления финансовой отчетности по МС.
Составляя финансовую отчетность по международным стандартам, бухгалтер должен соблюдать определенные правила. Применение международных стандартов финансовой отчетности базируется на двух основополагающих допущениях: непрерывности деятельности и начисления, которые сформулированы в принципах подготовки и составлении финансовой отчетности. В России эти принципы раскрыты в виде допущений и требований в разделе 2 "Формирование учетной политики" ПБУ 1/98 "Учетная политика организации".
Метод начисления
Согласно МСФО финансовая отчетность составляется по методу начисления. По этому методу результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения (а не тогда, когда денежные средства или их эквиваленты получены или выплачены). Хозяйственные операции отражаются в учетных записях и включаются в финансовую отчетность тех периодов, к которым они относятся. Финансовая отчетность, составленная по методу начисления, информирует пользователей не только о прошлых операциях, связанных с выплатой или получением денежных средств, но и об обязательствах заплатить деньги в будущем или же о возможных источниках получения денежных средств, что чрезвычайно важно для пользователей при принятии экономических решений.
Российскими стандартами учета и отчетности (РСУиО) установлен принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Однако этот принцип реализуется неполно, большей частью как метод определения момента реализации по факту отгрузки, а вопрос о применении этого принципа в отношении признания расходов на практике не всегда осуществляется. Согласно ст. 9 гл. 2 Закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет ведется на основании первичных учетных документов. Поэтому многие затраты, относящиеся к данному отчетному периоду, без наличия всех необходимых первичных документов не начисляются предприятиями в этом отчетном периоде, что приводит к искажению финансовых результатов в сравнении с МСФО. Это происходит ввиду того, что основным пользователем бухгалтерской отчетности российских предприятий являются налоговые органы, а затраты без первичных учетных документов для целей налогообложения не принимаются. Например, при условии, что счет за оказываемые услуги будет выставлен за период с октября по март включительно только в апреле, половина суммы счета должна быть учтена в отчетности за год, оканчивающийся 31 декабря, основываясь на сумме договора или на сумме аналогичных счетов за прошедшие периоды, показаниях индикаторов-счетчиков расхода того или иного ресурса (электроэнергии, тепловой энергии, пара, воды и др.)
Непрерывность деятельности
В соответствии с МСФО при составлении финансовой отчетности обычно делается допущение, что компания действует и будет действовать в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что компания не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности; если такое намерение или необходимость существует, это должно быть отражено в финансовой отчетности следующим образом:
• имущество отражено по ликвидационной стоимости;
• активы, которые не могут быть получены в полном объеме, должны быть списаны;
• должны быть начислены обязательства в связи с прерыванием договоров и экономическими санкциями.
В РСУиО продекларировано допущение непрерывности деятельности. Учетная политика, принимаемая в российской организации, исходит из того, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствуют намерения или необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства предприятия будут погашаться в установленном порядке.
Однако реальное применение принципа непрерывности деятельности предприятия при подготовке организацией бухгалтерских отчетов в России выполняется далеко не всеми предприятиями: часть из них, в основном относящихся к сфере производства, — на грани банкротства, другие создаются только для того, чтобы ликвидироваться в ближайшем будущем.