link3256 link3257 link3258 link3259 link3260 link3261 link3262 link3263 link3264 link3265 link3266 link3267 link3268 link3269 link3270 link3271 link3272 link3273 link3274 link3275 link3276 link3277 link3278 link3279 link3280 link3281 link3282 link3283 link3284 link3285 link3286 link3287 link3288 link3289 link3290 link3291 link3292 link3293 link3294 link3295 link3296 link3297 link3298 link3299 link3300 link3301 link3302 link3303 link3304 link3305 link3306 link3307 link3308 link3309 link3310 link3311 link3312 link3313 link3314 link3315 link3316 link3317 link3318 link3319 link3320 link3321 link3322 link3323 link3324 link3325 link3326 link3327 link3328 link3329 link3330 link3331 link3332 link3333 link3334 link3335 link3336 link3337 link3338 link3339 link3340 link3341 link3342 link3343 link3344 link3345 link3346 link3347 link3348 link3349 link3350 link3351 link3352 link3353 link3354 link3355 link3356 link3357 link3358 link3359 link3360 link3361 link3362 link3363 link3364 link3365 link3366 link3367 link3368 link3369 link3370 link3371 link3372 link3373 link3374 link3375 link3376 link3377 link3378 link3379 link3380 link3381 link3382 link3383 link3384 link3385 link3386 link3387 link3388 link3389 link3390 link3391 link3392 link3393 link3394 link3395 link3396 link3397 link3398 link3399 link3400 link3401 link3402 link3403

Этика деловых отношений. Часть 1 — Этические проблемы деловых отношений

 Этические проблемы деловых отношений

 

В последние десятилетия этическая сторона деловых отношений как сфера научно-практического знания в странах с развитой рыночной экономикой переживает значительный подъем. Выдви­гаются два объяснения возрастания интереса к данной области. Первое заключается в том, что уровень этичности в деловых от­ношениях остался прежним (таким, каким он был 20-30 лет на­зад), а более осведомленное население предъявляет повышенные требования к деловой сфере. В соответствии со вторым объясне­нием этические стандарты в деловых отношениях снизились вследствие упадка значения религиозных ценностей и традицион­ной морали как на уровне личной этики (прежде всего, менедже­ров), так и корпоративной (организации). Ежегодно в мире про­ходят сотни семинаров и конференций по проблемам этики дело­вых отношений, регулярно собираются международные съезды и конгрессы, выходят десятки книг и учебников, издаются спе­циальные журналы. Все это свидетельствует о том, что дело­вое сообщество не только осознает этические проблемы, но и придает им большое значение.

К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести следующие:

- соотношение целей и средств их достижения;

- соотношение личных и общественных интересов;

- выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным ре­зультатом;

- соотношение материальных и духовных ценностей при при­нятии решений.

В современных условиях на макроуровне ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях*:

- отношения между организациями;

- отношения между организациями и государством;

- отношения между организациями-производителями и потре­бителями;

- отношения между организациями и владельцами (инвесто­рами);

- отношения между организациями и местными сообществами;

- отношения между организациями и окружающей средой.

Между организациями, действующими в одной и той же сфе­ре, неизбежна конкуренция, в процессе которой обязательно встает вопрос о выборе средств победы над конкурентом, в том числе и таких, как уменьшение цены продукции даже ниже ее уровня се­бестоимости, в том числе за счет падения заработной платы для снижения себестоимости и т.д. Экономические меры имеют, од­нако, оборотную — моральную — сторону: до какой степени кон­куренция может продолжаться, не нарушая моральных норм и принципов, принятых в обществе.

К настоящему времени сложилось несколько концепций, отно­сящихся к проблеме взаимоотношения организаций и государ­ства, организаций и общества в целом. В соответствии с нео­консервативной концепцией, основывающейся на классических буржуазно-индивидуалистических взглядах, недопустимо вмеша­тельство в дела организации со стороны как государства, так и общества. Считается, что организация, максимально исполь­зующая предоставленную свободу, будет получать более вы­сокую прибыль и тем самым приносить пользу обществу (в ви­де большего дохода держателей акций, повышения заработной платы наемным работникам, а также в виде благотворительнос­ти). Представители второй, более популярной концепции, утвер­ждают, что организация является частью общественной структу­ры и в качестве общественного института не только должна испытывать влияние со стороны общества и государства, но и ре­гулироваться и контролироваться как «снизу», так и «сверху». Снизу — членами общества при помощи формирования обще­ственного мнения по поводу оценки деятельности организации и качества ее продукции. Сверху — специальными государствен­ными структурами и законами, прежде всего, по таким направ­лениям, как регулирование деятельности организаций в целях обес­печения эффективности экономики; регулирование отношений орга­низаций-производителей и потребителей; регулирование действий организаций в отношении окружающей среды. При этом путем лоббирования организации стремятся (и небезуспешно) влиять на политику, проводимую государством. С обеих сторон прослежива­ется тенденция моральной оценки своих действий с точки зрения положительного результата, однако в понятие положительного результата стороны вкладывают различное содержание.

Проблема отношений между организациями-производителя­ми и потребителями возникает очень часто. В конечном счете, хотя организация и стремится к получению максимально высокой прибыли, ее деятельность будет успешной только в случае, если она дает потребителям то, что они хотят. Продукция не будет про­дана, если она не соответствует потребительским стандартам или на нее назначена неприемлемая цена.

Другая, не менее важная моральная проблема отношений меж­ду организациями-производителями и потребителями — рекла­ма. Реклама важна в процессе конкуренции между организация­ми и для формирования потребностей потенциальных покупате­лей.

Помимо всех других обязательств организации должны по­мнить о своей ответственности перед владельцами (инвестора­ми). Основная часть из множества существующих способов об­мана инвесторов распадается на две категории: манипулирование инвестициями и нечестное использование прибылей или активов, приводящее к уменьшению законных доходов инвесторов.

Моральные проблемы возникают и в отношениях органи­заций с местным сообществом. Речь идет об участии органи­заций в обеспечении его экономической стабильности, разви­тии инфраструктуры местности, создании новых рабочих мест, сохранении предприятий, от которых зависит существование и благосостояние этих сообществ. На организациях также ле­жит «моральный долг филантропии», заключающийся в поддер­жке неприбыльных предприятий, важных как для существования определенного местного сообщества, так и для культурного и социального развития регионов (образование, медицина, благо­устройство и организация досуга).

Взаимоотношения между организациями и окружающей сре­дой являются одной из острейших проблем современности. Обо­стрение экологической ситуации на планете оказало на предпри­нимательство двойственное воздействие. С одной стороны, возник­ла новая и обширная сфера приложения капитала:

- разработка и выпуск безотходных технологий и очистного оборудования для различных отраслей производства;

- разработка технологий и выпуск оборудования по утилиза­ции производственных и бытовых отходов;

- выпуск экологически чистого питания и питьевой воды;

- развитие индустрии отдыха в экологически чистых районах;

- финансирование природоохранных мероприятий и т.д.

С другой стороны, возросли затраты капитала, и многие пред­приниматели должны:

- платить значительные суммы в виде штрафов за загрязне­ние окружающей среды и за нанесенный природе экологи­ческий ущерб;

- изменять технологию производства, вкладывая значительные средства в его модернизацию с учетом существующих эко­логических стандартов;

- учитывать в своей деятельности природоохранное зако­нодательство, которое имеет тенденцию к ужесточению своих норм;

- создавать привлекательный «экологический имидж» сво­ей компании и своей продукции в глазах общественнос­ти и государственных природоохранных организаций;

- сотрудничать с государственными службами, представителя­ми местного самоуправления, профсоюзными и обществен­ными организациями в деле охраны окружающей среды;

- вырабатывать рациональную стратегию в сфере природо­пользования, учитывая экологическую ситуацию в регионе, где осуществляется деятельность.

Реальная практика свидетельствует: многие организации пыта­ются решить экологические проблемы, нарушая моральные и юридические нормы. Сокрытие подлинной информации о послед­ствиях вредных производств для окружающей среды, перенос та­ких производств в страны с неразвитым экологическим законодательством, подкуп чиновников, отвечающих за соблюдение при­родоохранных мер, — наиболее распространенные методы нарушений:

Серьезные моральные проблемы возникают в настоящее вре­мя и на микроуровне, внутри организаций, в таких областях, как:

- принятие управленческих решений;

- взаимоотношения между руководителями и подчиненными;

- служебные разоблачения;

- положение женщин в организации;

- взаимные услуги.

Выделяют четыре группы основных аргументов, обосновыва­ющих принятие управленческих решений, неправильных с эти­ческой точки зрения:

- уверенность в том, что данная деятельность не выходит за рамки этических и юридических норм, т. е. на самом деле не является аморальной;

- уверенность в том, что данная деятельность отвечает инте­ресам индивида или корпорации и что ожидаются именно подобные действия;

- уверенность в том, что данная деятельность «безопасна», так как никогда не будет обнаружена и обнародована;

- уверенность в том, что поскольку данная деятельность помогает организации, то она отнесется снисходительно и даже защитит человека, ею занимающегося.

 

 

Вы здесь: Главная Деловое общение и культура Этика деловых отношений. Часть 1