Этика деловых отношений. Часть 1 — Природа и сущность этики деловых отношений

Природа и сущность этики деловых отношений

 

В процессе профессиональной деятельности следует учитывать закономерности, определяющие особенности межличностных вза­имоотношений. Под закономерностью межличностных отноше­ний понимается объективно существующая устойчивая связь явлений, возникающих в межличностном общении и наклады­вающая значительный отпечаток на его характер.

Закономерности межличностных отношений можно рассматри­вать в качестве психологических закономерностей управленческой деятельности, их действие проявляется, как правило, при выпол­нении функций управления, выраженных в различных организа­ционных распоряжениях, указаниях, приказах, наставлениях и т. п. Учет особенностей проявления этих закономерностей позволит правильно оценить складывающуюся межличностную ситуацию, причем такая оценка особенно важна во взаимоотношениях руко­водителя и подчиненного. Адекватная оценка ситуации дает возможность сформировать эффективную линию поведения, включить в действие необходимые в данный момент правила этики делового общения.

Следует заметить, что закономерности межличностных отно­шений распространяются не только на сферу профессиональной деятельности. Кроме того, представленные закономерности не исчерпывают всего набора психологических закономерностей управленческой деятельности. Рассмотрены лишь те из них, ко­торые оказывают непосредственное влияние на формирование эти­ческих установок во взаимоотношениях людей.

Одной из основных является закономерность неопределенно­сти отклика или, другими словами, зависимости восприятия людьми внешних воздействий от различий их личностных особен­ностей, конкретной ситуации, в которой происходит воздействие, особенностей передачи воздействия.

Изучение механизма данной закономерности позволяет отве­тить на ряд вопросов, которые нередко возникают в процессе меж­личностных отношений: почему другой человек не сделал того, о чем вы его просили или на что указывали? Почему ваши слова, действия, указания обидели другого человека, причем неожидан­но для вас? Почему другой человек сделал не то и не так, как вы просили или указывали? и т. п.

Механизм действия закономерности неопределенности откли­ка в своей основе формируется под влиянием взаимосвязей, опи­санных в одной из теорий мотивации, а именно в теории ожида­ний Виктора Врума. Она базируется на положении о том, что на­личие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение опре­деленной цели. Он должен также надеяться, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или при­обретению желаемого. Модель мотивации по Вруму сводится к то­му, что уровень действующей в той или иной управленческой си­туации мотивационной силы определяется совокупностью вероят­ностей некоторых событий. Эти вероятности рассматриваются как ряд ожиданий личности. К ним относятся ожидание того, что:

- затраченные усилия принесут желаемые результаты;

- результаты повлекут за собой определенное вознаграждение;

- определенное вознаграждение будет удовлетворять челове­ка (станет желанным в данной ситуации).

Более подробный механизм действия закономерности нео­пределенности отклика можно пояснить с помощью другой теории процесса мотивации трудовой деятельности — моде­ли Портера—Лоулера. Интерпретация модели в данном случае дается более широко, чем в других источниках, описывающих теории мотивации

В общем случае, внешнее вознаграждение — это предметы или состояния, представляющие ценность для человека, приданные ему извне и побуждающие его к определенным действиям.

Внешние вознаграждения — это не только похвала руководи­теля, премия, продвижение по службе, но и поддержка нормаль­ных отношений с кругом лиц, который является значимым для ис­полнителя какого-либо действия, либо установление отношений с этим кругом лиц в результате выполнения действия, получение новой профессиональной роли, приобретение эксклюзивных прав. В оценке внешних вознаграждений следует предусматривать их возможное отрицательное значение, например, получение дополнительной загрузки, выключение из определенной группы со­циального окружения.

В отличие от внешнего, внутреннее вознаграждение — это со­стояние, представляющее ценность для человека и привносимое им самим в результате тех или иных действий. Внутренним воз­награждением является чувство удовлетворенности каким-либо действием, чувство самоуважения; наряду с внешним, оно также может побуждать к определенным действиям.

Прежде чем предпринять усилия для достижения результата, исполнитель оценивает вероятность связи «усилия — вознаграж­дение». Эта оценка строится на основании анализа имеющегося опыта (как собственного, так и других людей), а также прогноз­ного анализа развития той ситуации, в которой участвует испол­нитель. Аналогичным образом оценивается опыт и прогноз отно­сительно вознаграждения, воспринимаемого как справедливое. Если человек, дающий указание другому сделать что-либо (т. е. приложить определенные усилия), избрал способ воздействия на исполнителя, не соответствующий его ожиданиям и особенностям, не способствовал позитивному анализу имеющегося опыта и про­гнозных предложений — в этом случае исполнитель осознанно или неосознанно будет искать способы снижения усилий для выполнения порученного действия.

В настоящее время разработаны принципы подхода к человеку как к объекту познания. Важнейшими среди них являются:

- принцип универсальной талантливости («нет людей не­способных, есть люди, занятые не своим делом»);

- принцип развития (способности развиваются в результа­те изменений условий жизни личности и интеллектуаль­но-психологических тренировок);

- принцип неисчерпаемости (ни одна оценка человека при его жизни не может считаться окончательной).

Важное значение в межличностных отношениях имеет законо­мерность искажения смысла информации. Она действует объек­тивно и тем сильнее, чем большее число людей использует какой-либо массив информации на входе и выходе любого процесса. Влияние данной закономерности особенно характерно для управ­ленческой информации, циркулирующей в рамках одной или не­скольких организаций. Этот вид информации связан с большим числом сотрудников и большим числом ступеней иерархической структуры, что объективно влияет на отклонение смысла инфор­мации от первоначального в процессе ее движения.

В основу действия данной закономерности заложены такие обстоятельства, как многовариантность трактовки понятийного состава языка, на котором передается информация, а также раз­личия в восприятии информации разными людьми и даже одним человеком в разные моменты времени. Многовариантность трак­товки понятийного состава языка связана с тем, что управленчес­кая информация передается естественным языком и это предо­пределяет возможность различного толкования одного и того же сообщения. Различия в восприятии информации обусловлены раз­личным уровнем физического, интеллектуального, эмоционального и мотивационного состояния людей, разрабатывающих, принимаю­щих и передающих информационные сообщения. Более того, как уже отмечалось, каждый человек в конкретный момент времени может отличаться по своему состоянию от предыдущего или пос­ледующего периода.

Еще одна закономерность, о действии которой в межличност­ных отношениях очень часто забывают, — закономерность пси­хологической самозащиты. По отношению к другим людям мы, как правило, ставим на первое место их внешнюю физическую бе­зопасность, пренебрегая психологической. Однако сами люди при­дают очень большое значение собственной психологической безопасности и самозащите от посягательств на нее. Ведущим мотивом социального поведения является сохранение лично­го статуса, собственного достоинства человека.

В повседневной жизни, в процессе профессиональной деятельности можно выделить несколько видов безопасности:

- внешняя физическая;

- внутренняя физическая;

- юридическая (или правовая);

- социальная;

- психологическая.

Все перечисленные виды безопасности важны и значимы для человека. Как уже отмечалось, очень часто окружающие пренеб­регают психологической безопасностью других людей, что прояв­ляется в осознанном или неосознанном посягательстве на ведущие мотивы социального поведения человека. Следует помнить, что каждый из нас активно или пассивно пытается защититься от этих посягательств. Вне зависимости от того, в какой форме такая за­щита происходит, она нарушает нормальные, полезные взаимоот­ношения людей, создает между ними барьеры в общении.

 

Вы здесь: Главная Деловое общение и культура Этика деловых отношений. Часть 1