link296 link297 link298 link299 link300 link301 link302 link303 link304 link305 link306 link307 link308 link309 link310 link311 link312 link313 link314 link315 link316 link317 link318 link319 link320 link321 link322 link323 link324 link325 link326 link327 link328 link329 link330 link331 link332 link333 link334 link335 link336 link337 link338 link339 link340 link341 link342 link343 link344 link345 link346 link347 link348 link349 link350 link351 link352 link353 link354 link355 link356 link357 link358 link359 link360 link361 link362 link363 link364 link365 link366 link367 link368 link369 link370 link371 link372 link373 link374 link375 link376 link377 link378 link379 link380 link381 link382 link383 link384 link385 link386 link387 link388 link389 link390 link391 link392 link393 link394 link395 link396 link397 link398 link399 link400 link401 link402 link403 link404 link405 link406 link407 link408 link409 link410 link411 link412 link413 link414 link415 link416 link417 link418 link419 link420 link421 link422 link423 link424 link425 link426 link427 link428 link429 link430 link431 link432 link433 link434 link435 link436 link437 link438 link439 link440 link441 link442 link443

Курс лекций: Информационное обеспечение автоматизированных библиотечных систем. Часть 3 — Web-сайты автоматизированных библиотечно-информационных систем

Web-сайты автоматизированных библиотечно-информационных систем

 

Web-сайт — совокупность взаимосвязанных Web-страниц.
   Каждая страница определяется соответствующим HTML-кодом. HTML-код представляет собой набор команд или инструкций, написанных на специальном языке HTML (язык разметки гипертекста). Этот код сохраняется в обычном текстовом файле с расширением html и может редактироваться с помощью простого текстового редактора.
   Web-сайт состоит из связанных между собой Web-страниц. Web-страница представляет собой текстовый файл с расширением *.htm, который содержит текстовую информацию и специальные команды — HTML-коды, определяющие в каком виде эта информация будет отображаться в окне браузера. Вся графическая, аудио- и видео-информация непосредственно в Web-страницу не входит и представляет собой отдельные файлы с расширениями *.gif, *.jpg (графика), *.mid, *.mp3 (звук), *.avi (видео). В HTML-коде страницы содержатся только указания на такие файлы.
   Каждая страница Web-сайта также имеет свой Internet адрес, который состоит из адреса сайта и имени файла, соответствующего данной странице. Таким образом, Web-сайт — это информационный ресурс, состоящий из связанных между собой гипертекстовых документов (Web-страниц), размещенный на Web-сервере и имеющий индивидуальный адрес.
КЛАССИФИКАЦИЯ WEB-САЙТОВ
   В настоящее время во всемирной паутине размещено несколько миллионов Web-сайтов и их число постоянно растет.
   Это личные страницы, содержащие информацию об авторе, его интересах. Их создают для того, чтобы обрести друзей по интересам, расширить свой кругозор, свой мир.
Информационные сайты. К ним относятся сайты учебных заведений, сообществ по интересам, фирм и др.
Сайты учебных заведений. К наиболее известным относится Web-сайт "Школьный сектор" (http://www.school-sector.relarn.ru), созданный в 1998 г. Его создание способствовало развитию активного сегмента информационной образовательной среды для учителей-предметников из разных городов. Здесь еженедельно размещаются результаты проектной учебной работы школьников (в том числе, web-странички разного типа, созданные ими), размышления учителей и координаторов сетевой работы по поводу сетевой деятельности в школе, интеграции ее к учебной программе, выступления специалистов об образовательной деятельности школ в Сети. Здесь же представлена информация о семинарах, конференциях, новых web-сайтах, педагогических изданиях и медиасредствах, которые могут помочь учителям-предметникам в их учебной деятельности и многое другое.
Сайты дистанционного обучения и консультирования. На этих сайтах размещены обучающие программы и тесты, доступные в режиме on-line для студентов и школьников.
   Сейчас в Сети размещено также большое количество информационно-развлекательных сайтов.
   Web-сайт включает текст, графику или звук, отсылки к другим файлам. Страницы, связаны друг с другом гиперссылками и единой системой навигации.
   В основе сайта находится домашняя страница — это главная страница сайта, с которой можно перейти посредством ссылок на другие страницы сайта, а также на любые другие страницы Всемирной паутины, принадлежащие другим сайтам.
   Для работы с сайтами используют браузеры — например Опера, IE. По степени доступности различают: бесплатные, условно-бесплатные, платные, закрытые для публичного доступа браузеры.
   Главное место в структуре веб-сайта библиотеки занимают электронные информационные ресурсы, из которым основным выступает ЭК. Эк в онлайновом доступе — это неотъемлемая часть информационного сервиса, представляемого библиотеками для своих пользователей. Кроме каталогов сайты библиотек предлагают разнообразные БД, от библиографических до полнотекстовых, доступ к онлайновым энциклопедиям, словарям, электронным журналам, электронным библиотекам. Дизайн библиотечных сайтов достаточно сдержан с точки зрения колорита. Оригинальность дизайна сайта вытекает из специфики фондов и контингента пользователей конкретной библиотеки.
   В современных дискуссиях о дизайне библиотечных Web-сайтов часто говорится об организации их как своеобразных «информационных ворот» или порталов. Портал — «ворота», вход в Web. Это стартовая страница с иерархическим тематическим справочником, поисковым окном и рядом добавочных возможностей. Портал — это «суперсайт», обеспечивающий разнообразие услуг, включающих поиск по Web, новости, Адресные книги, бесплатную электронную почту, группы новостей, онлайновые покупки и выход на другие сайты.
   Идеология портала в ее преломлении применительно задачам библиотечных Web-сайтов выражается в том, что последние стремятся предложить своим пользователям широкий спектр поисковых и информационных возможностей. При этом главная, или «домашняя страница» сайта организуется таким образом, чтобы обеспечить именно с нее наибольшее количество «входов» в ресурсы и услуги библиотеки. Она становится максимально информационной, с минимумом графики.
   В последние годы проявляется тенденция, отражающая общее направление развития НИТ, а именно — стремление максимально приспособить библиотечный сайт к потребностям конкретного пользователя, персонализировать получение информации. Причины новых поисков лежат в изменившихся ожиданиях пользователей библиотек. Интернет и, в частности, WWW приучили пользователя к удобству и гибкости в пользовании информацией. Приспосабливая под свои личные интересы порталы My Excite, My Yahoo! и другие, пользователи задаются вопросом: почему библиотеки не дают им таких же возможностей?
Содержание и дизайн библиотечных Web-сайтов
   Типовая модель библиотечного сайта состоит из следующих рубрик:

1. Название библиотеки;

2. Информация о библиотеке (распорядок работы и пр.);

3. Интерактивные контактные e-mail адреса;

4. Дата последнего обновления страниц;

5. Ссылки на поисковые системы Интернет;

6. Книжные обозрения, списки рекомендуемой литературы;

7. Фотография здания библиотеки;

8. Информация об имеющихся Интернет-ресурсах;

9. Ссылки на ресурсы местности/региона.Новости библиотечной деятельности;

10. Информация об Интернет для пользователей библиотеки;

11. Правила библиотеки;

12. Электронные журналы.

Доступ к онлайновым энциклопедиям и словарям, электронным журналам также является важным элементом контента современного библиотечного Web-сайта.
   Что касается дизайна библиотечных сайтов, то он, как правило, достаточно сдержан с точки зрения колорита. Сайты библиотек обычно не злоупотребляют применением большого количества графики и слишком ярких цветов, не «мигают» и редко «движутся». Часто оригинальность дизайна сайта домашней страницы вытекает из специфики фондов и контингента пользователей конкретной библиотеки.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ WEB-САЙТА
   Главными задачами при разработке любого Web-сайта являются четкая организация структуры сайта и определение его информационного наполнения. Другими словами, на первом этапе необходимо создать информационную модель Web-сайта.
   Выделяют следующие этапы разработки Web-сайта: планирование, реализация, тестирование, публикация, рекламирование, сопровождение.
Планирование является первым и, вероятно, наиболее важным этапом создания хорошего Web-сайта. На стадии планирования определяется следующее:

  • цели создания Web-сайта (Зачем? Какие задачи он должен выполнять и на какую аудиторию он рассчитан?);
  • характер содержимого;
  • структура (От того, как организована подача материала на Web-сайте, зависит "путь", который должен пройти пользователь в поисках нужной ему информации. Этих "путей" может быть несколько, но каждый из них должен быть логически обоснованным. Всегда должна быть возможность вернуться в исходную точку за один шаг, в частности, каждая страница должна иметь ссылку на домашнюю страницу Web-сайта);
  • особенности оформления (определяется структура каждой страницы и разрабатывается графика).

   Любую страницу можно оценить по трем параметрам: контенту, внешнему виду и навигации. Одно должно дополнять другое, и ни в коем случае не подавлять.
Реализация. Это и есть работа по созданию сайта. На этом этапе проводится подготовка текстового и графического материала (печать, сканирование). Материал разбивается по файлам в соответствии со структурой. Организуются ссылки между файлами сайта.
Тестирование. Завершив работу по размещению страниц на Web-сайте, необходимо выполнить тестирование. Оно состоит из двух этапов: тестирование на работоспособность и тестирование на удобство пользования интерфейсом.
   На этапе тестирования на работоспособность проверяют, как функционирует Web-сайт, используя те же условия, при которых с ним будет работать пользователь.
Публикация. Готовый Web-сайт необходимо опубликовать на Web-сервере, чтобы он был доступен через Internet. Если ваш сайт создан посредством редактора FrontPage, то на сервере должны быть инсталлированы серверные расширения FrontPage, что обеспечит полную поддержку доступных в FrontPage компонентов, которые были помещены на странице в процессе создания сайта.
Рекламирование сайта. Существует множество приемов рекламирования сайта: размещение информации о нем на поисковом Web-сайте, организация взаимных ссылок с другими сайтами и т.д.Основное требование к содержимому Web-сайта — полнота и достоверность. Информация должна быть представлена таким образом, чтобы пользователь, однажды посетивший Web-сайт, еще ни раз обратился к нему.
Сопровождение сайта. Содержимое Web-сайта может подвергаться неоднократным изменениям. Важно, чтобы предоставляемая на Web-сайте информация всегда была актуальной.Обязательное правило: Web-сайт должен обновляться не реже одного раза в месяц.

clip_image001

НАВИГАЦИОННАЯ СХЕМА WEB-САЙТА
   Web-сайт состоит из связанных между собой гипертекстовых документов.
   Гипертекст — это способ хранения и манипулирования информации, позволяющий устанавливать связи между любыми "информационными единицами". Связь между информационными единицами осуществляется по гиперссылкам. Гиперссылка — это выделенный фрагмент текста, с помощью которого осуществляется переход от одного документа к другому. Обычно гиперссылки выделяют синим цветом и подчеркиванием.
   Навигационная схема Web-сайта зависит от его структуры и определяет то, как пользователь будет по нему перемещаться и получать доступ к информации, которая представляется.
Проблемы создания и поддержки библиотечных Web-сайтов

   Практика создания и ведения Web-сайтов уже на протяжении ряда лет помогла осознать как важность планомерной, каждодневной работы по административной и технической поддержке Web-сайтов, так и необходимость постоянного интенсивного поиска новых идей, творческого отношения к их наполнению и дизайну. Только богатый контент, регулярное обновление, продуманная структура и удобная навигация делают библиотечные Web-сайты авторитетными и надежными источниками информации.
   Говоря о качестве библиотечных сайтов, мы должны помнить, что умение оценивать Web-сайты чрезвычайно актуально как для создания и поддержки хороших сайтов библиотек, так и для эффективного информационного обслулуживания пользователей. Современный профессионал в сфере библиотечного дела должен владеть критериями оценки качества ресурсов Интернета, уметь определять целевое назначение Web-сайтов, их предполагаемую аудиторию, содержательный охват ресурсов. Достоверность, точность и современность информации, ее оригинальность, частота обновления, соответствие контента цели сайта выступают как требования к сайту для его создателей и как критерии оценки для его пользователей. Навигация по сайту также оценивается по степени дружественности сайта, его поисковым возможностям, надежности гипертекстовых ссылок, наличию дополнительных поисковых функций. Характеристикой сайта служит и его дизайн: функциональность графики и мультимедиа, степень полезности использования «иконок», читабельность текста, соотношение текста и визуальных образов. Доступ к сайту оценивается в зависимости от того, насколько он обеспечивает поддержку разных форматов, какова надежность соединения, доступность контактной информации, обеспечение безопасности и конфиденциальности пользователей.

Вы здесь: Главная Библиотечное дело Курс лекций: Информационное обеспечение автоматизированных библиотечных систем. Часть 3