Курс лекций: Информационное обеспечение автоматизированных библиотечных систем. Часть 3 — Внутренние базы данных АБИС
- Курс лекций: Информационное обеспечение автоматизированных библиотечных систем. Часть 3
- Основныt требования к СУБД и их функции
- Внешние базы данных АБИС
- Внутренние базы данных АБИС
- Электронный каталог как внутренняя база данных
- Сводные электронные каталоги
- Web-сайты автоматизированных библиотечно-информационных систем
- Нормативно-справочная база АБИС
- Совместимость форматов
- Машиночитаемая каталогизация
- Международные коммуникативные форматы и стандарты библиографической записи
- Национальные коммуникативные форматы библиографической записи
- Описание формата USMARC
- Цели создания форматаUNIMARC
- Задачи, возлагаемые на формат
- Вопросы конвертирования международных форматов
Прежде чем перейти к обсуждению внутренних и внешних данных, следует понять, что базой данных (databases) называется коллекция данных, описывающих определенные свойства объектов. Единица информации в базе данных называется записью (record). Запись может содержать данные о клиенте, поставщике, конкуренте, товаре, инвентарной единице и т.п. Записи состоят из полей (fields). Например, в базе данных о клиентах каждая запись соответствует одному клиенту. Как правило, поля записей содержат фамилию, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, вид купленного товара, дату покупки, место покупки, сведения о гарантиях и другую информацию, которую компания сочтет важной. Большинство баз данных хранятся в компьютерах, позволяющих редактировать, сортировать и анализировать большие объемы информации, хотя до сих пор встречаются компании, ведущие базы данных по-старому.
Базой данных называется коллекция данных, описывающих определенные свойства объектов. Базы данных состоят из записей, а записи — из полей.
Внутренние базы данных, наполненные информацией, собранной в ходе обычной деловой деятельности, имеют неоценимое значение для менеджеров.
Информация, содержащаяся во внутренних базах данных, может порождать этические проблемы. Имеет ли право ли компания, обслуживающая кредитную карточку клиента, сообщать потенциальным покупателям, какие товары он оплатил в прошлом? Имеет ли право Internet-провайдер наблюдать, какие Web-сайты посещает его клиент? С течением времени клиенты стали все больше заботиться о сохранении неприкосновенности своей частной жизни. В ответ компании стали принимать правила, гарантирующие тайну клиента.
В настоящее время многие библиотеки переводят свои книги в электронный формат. Это позволяет исследователям быстро находить необходимую информацию. Большинство электронных библиотек хранит информацию в виде каталогов и указателей. Каталог представляет собой список книг, хранящихся в библиотеке. (Иногда в каталоге указываются периодические издания, которые выписывает библиотека.) Таким образом, каталоги полезны при поиске книг по теме, названию, фамилии автора, дате издания или названию издательства. Указатель — это запись, составленная на основе периодических изданий и содержащая в своих полях фамилию автора, название публикации, ключевые слова, дату опубликования, название издания и т.п. Иногда указатели включают полное содержание журналов (такие указатели называются полнотекстовыми). Подобные указатели, как правило, создаются не библиотеками, а специализированными компаниями. Мы будем обсуждать их, когда перейдем к изучению оперативных баз данных.
Каталог представляет собой список книг, хранящихся в библиотеке.
Указатель — это запись, составленная на основе периодических изданий и содержащая в своих полях фамилию автора, название публикации, ключевые слова, дату опубликования, название издания и т.п.
Не только для бухучета, но и для многих других функциональных областей создаются внутренние базы данных, чтобы получить преимущество в конкурентной борьбе. Обследование 1997 года в США показало, что 60% производителей и предприятий розничной торговли сейчас формируют маркетинговую базу данных, 10% планируют это делать и 90% полагают, что им нужна маркетинговая база данных, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Сегодня на предприятиях существует тенденция перехода от баз данных, специализированных для выполнения определенных функций, к складам данных, которые в сущности являются едиными базами данных, обслуживающими потребности всех пользователей. В результате традиционно отдельные базы данных будут интегрироваться. Вместо того, чтобы иметь маркетинговую, бухгалтерскую и производственную базы данных, предприятия стремятся их объединять.
Служебные справочно-информационные базы и массивы данных подразделений входной обработки документов и обслуживания:
· рабочие базы адресных данных и банковских реквизитов организаций;
· рабочие БД персоналий партнеров АБИС (реальных и потенциальных);
· рабочие БД или массивы данных заказов и договоров;
· рабочие БД или массивы наименований изданий и издательств;
· рабочие БД или массивы планов издательств;
· рабочие БД поступлений библиографических массивов и данных в АБИС;
· БД постоянно действующих запросов;
· БД абонентов АБИС;
· БД заказов по МБА;
· БД выполненных заказов и услуг.