Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система — Социальные группы
- Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система
- Общество и личность. Социальная роль и статус
- Социальный статус
- Социальная роль
- Социальные группы
- Массовые общности
- Социальный круг
- Целевые общности
- Социальные группы
- Большие группы (общности)
- Социальная стратификация
- Социальная мобильность
- Территориальные общности
- Социальные институты
- Институт семьи
Социальные группы
1.1. Постановка вопроса
Т.Гоббс первый определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом». Все группы людей он разделил на упорядоченные и неупорядоченные. В свою очередь упорядоченные разделил на абсолютные, независимые (это только государство) и подвластные, зависимые. Подвластные подразделил на политические и частные, а частные на законные и противозаконные.
Первые попытки создания социологической теории групп были предприняты социологами уже в конце XIX — начале XX вв. (Э.Дюркгейм, Г.Тард, Г.Зиммель, Л.Гумплович, Ч.Кули, Ф.Тённис и др.). Хотя исследования социальных общностей и групп начались уже в последней трети XIX в., только в XX в. они приобрели более постоянный и фундаментальный характер. Большую роль в изучении социальных групп сыграл Э.Дюркгейм.
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук.
Дело в том, что общественные отношения всегда реализуются как отношения между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, что понимать под понятием «социальная группа», по какому критерию следует вычленять их из многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Австрийский социолог Л.Гумплович в своей работе «Основы социологии», вышедшей в 1899 г. в России, писал, что
Характеристика социальных групп
«в социологии единицами, элементами являются социальные группы и что из свойств составных частей отдельных групп, т.е. из свойств индивидов, никак нельзя выводить заключения об отношении групп друг к другу. Социологию нельзя строить на отношениях индивидов друг к другу, и из природы индивидов нельзя постичь природы группы». Сопоставляя группу и индивида, он подчеркивал, что «истина — в том, что социальный мир с самого начала всегда и повсюду движется только группами, группами приступает к деятельности, группами борется и стремится вперед... В гармоническом взаимодействии социальных групп лежит единственно возможное решение социальных вопросов, поскольку оно вообще возможно». Такой большой интерес к группе был обусловлен тем, что именно группа создает индивида.
Социальные группы — относительно устойчивые, исторически сложившиеся общности людей, отличающиеся по роли и месту в системе социальных связей исторически определённого общества — племя, род, классы, профессиональные группы. Они возникают на базе объективных условий существования, определенного уровня развития общества (так в свое время возникли род и племя, в связи с разделением труда возникли профессиональные группы, с появлением частной собственности — классы; в связи с возникновением потребности в получении и передаче знаний, формированием определенных черт личности и развитием инновационного характера деятельности складывается социальная группа учителей, ученых), а принадлежность к группе — на основе объективного положения индивида в системе социальных ролей.
1.2. Свойства социальных групп. Отличия между общностью и группой
Социальные группы характеризуются:
– устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и времени;
– относительно высокой степенью сплоченности;
– отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;
– вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.
Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся не-большие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и проч. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.
Отличия между массовой общностью и группой можно свести в таблицу
Свойства общностей
Массовые общности: |
Группы: |
1. Статистический характер (по своим параметрам она совпадает с суммой образующих ее дискретных «единиц», выступая в качестве не структурно расчлененного, а достаточно аморфного образования). |
1. Органический характер (наличие целостности и внутренней структуры, которые не совпадают с простой суммой свойств входящих в нее элементов). |
2. Стохастическая (вероятностная) природа («вхождение» индивидов в нее носит неупорядоченный «случайный» характер, ее границы открыты, «размыты», а количественный и качественный состав не определен). |
2. Определенность и устойчивость границ (относительно высокая стабильность существования во времени и пространстве). |
3. Ситуативный способ существования (возникает и функционирует на основе и в границах определенной конкретной деятельности, вне нее невозможна, поэтому общность неустойчива и меняется от случая к случаю) |
3. Способность осуществлять многообразные виды деятельности (тем самым самостоятельная значимость субстанциональных и функциональных свойств). |
4. Гетерогенность (неоднородность) состава, внегрупповая (или межгрупповая) природа (в ней «разрушаются» границы между существующими в обществе социальными, демографическими, этническими и т.п. группами). |
4. Гомогенность (однородность) состава (все индивиды, входящие в группы, обладают какими-то определенными признаками). |
5. Аморфное положение в составе более широких социальных общностей и неспособность выступать в качестве их структурного образования |
5. Вхождение в более широкие общности в качестве их структурного образования. |
Источник: Краткий словарь по социологии. — М., 1998. С. 207-208.
По мнению С.С.Фролова, в некоторых случаях массовые общности можно назвать квазигруппами. Массовые общности образуются на всех уровнях социальной иерархии и бывают очень разнообразными. Например, различают массы большие и малые, устойчивые и импульсивные, контактные и дисперсные, сгруппированные и несгруппированные, атомистические и ассоциативные и т.д., что является отражением сложности и многообразия социальных характеристик общества.
При изучении проблем социальных групп ученые разделяют большие группы (общности) и малые группы.