Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система — Социальная роль
- Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система
- Общество и личность. Социальная роль и статус
- Социальный статус
- Социальная роль
- Социальные группы
- Массовые общности
- Социальный круг
- Целевые общности
- Социальные группы
- Большие группы (общности)
- Социальная стратификация
- Социальная мобильность
- Территориальные общности
- Социальные институты
- Институт семьи
Социальная роль
2.4.1. Определение социальной роли
Шекспир («Как вам это понравится») ввел в оборот образ человека как актера, играющего заданные ему роли, изменение которых находится в прямой зависимости от изменения его социального положения и возраста.
Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий горько на руках у мамки...
Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан.
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,
Так он играет роль. Шестой же возраст —
Уж это будет нищий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса — кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта... А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы –
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.
Термин «социальная роль» начали разрабатывать в начале XX века Э.Дюркгейм, М.Вебер, а позднее — Т.Парсонс, Т.Шибутани, Р.Линтон и др. В дальнейшем свое развитие он нашел в различных социологических теориях. В нашей стране разработке концепции ролевой теории личности много внимания уделяли в своих работах такие ученые, как И.С.Кон, В.А.Ядов и другие.
Социальная роль — это поведение, которое ожидается от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
И.С.Кон о социальной роли
«Социальная роль, — пишет И.С.Кон, — это нечто безличное, не связанное ни с чьей индивидуальностью, это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе». Таким образом,социальная роль — это совокупность требований (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения), которые общество предъявляет лицам, занимающим определенные социальные позиции. Данные требования находят свое выражение в конкретных социальных нормах. Надлежащее исполнение требований, связанных с социальной ролью, обеспечивает система социальных санкций как позитивного, так и негативного характера.
Удивительным фактом, характеризующим социальную роль, является то, что даже заключенные испытывают уважение к охраннику, если тот в точности соблюдает все предписания роли и не выходит за их рамки.
Социальная роль состоит из:
— ролевого ожидания (экспектации),
— исполнения этой роли (игры).
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.
2.4.2. Виды социальных ролей
Социальные роли подразделяются на:
Институционализированные,
Они, как правило, регулируются кодексами, уставами, должностными инструкциями и другими нормативными документами. Так, например, институт брака, семьи предполагает социальные роли матери, дочери, жены, многие из которых регулируются семейным кодексом; армия предполагает роли командира и подчиненного, обязанности которых регулируются законами государства, воинскими уставами, обязанности руководителя, исполнителя в организации регулируются должностными инструкциями.
Таким образом, соблюдение требований, предъявляемых к институционализированной социальной роли, является обязательным. Несоблюдение их имеет своим следствием утрату статуса.
Конвенциональные принимаются по соглашению (спортивное общество, добровольные объединения...)
Помимо различия в статусах социальные роли могут (Т. Парсонс) отличаться по другим признакам:
— Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, например, роли судьи, зубного врача, владельца похоронного бюро, хирурга. Другие роли, напротив, требуют откровенного показного выражения чувств, например, роли актёра или вдовы на похоронах.
— По способу получения роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые (руководитель, президент страны, академик).
— Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни малыша.
— Одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, в «казённом» стиле, примеры таких ролей — роли чиновника, полицейского или судьи. Другие роли допускают неформальные, личные отношения, например, мы не должны платить деньги брату или сестре за оказанную услугу
— Разные виды ролей связаны с разными мотивами. Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник — сделать карьеру, учитель работает ради общего блага, учёный — ради служения истине.
Но следует отметить, что ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Хотя общество и навязывает индивиду социальную роль, характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение будет соответствовать ожиданиям других.