Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система — Массовые общности

Массовые общности


Массовые общности — это неорганизованные, случай­но, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности. Это общности (совокупности), объединенные сходным поведением ее членов. К ним относятся: толпа, публика, аудитория, масса, общественность. Такие объединения выступают в разных формах: публика кино и театра, телезрители, радиослушатели, читающая публика, разные собрания, лекции, съезды, митинги, демонстрации и т.д. Некоторые социологи и социальные психологи называют их форма­ми коллективного поведения общности, а точнее, массо­вого поведения.

3.3.1. Толпа

Толпа — это относительно кратковременное скопле­ние (объединение) большого количества людей в про­странстве, допускающем непосредственный контакт, объ­единенных одним и тем же внешним стимулом и эмоци­ональной общностью. Социальная структура толпы обычно очень проста, она делится на лидеров и всех остальных, и только в редких случаях бывает более слож­ной.

Толпа — это не простая агрегация индивидов, а нечто большее, так как пространственное объединение приво­дит к социальному взаимодействию, даже если люди в толпе стараются избегать межличностного контакта. К взаимообмену, естественно, неявному, ведет простое осо­знание присутствия вокруг других людей, основанное на лицевой мимике, жестах, позах и т.д.

Объединение людей в толпе происходит благодаря психической связи, состоящей из сходных эмоций и им­пульсов, вызванных одними и теми же стимулами. Для толпы не свойственно соблюдение ни организационных, ни моральных норм, в ней проявляются примитивные, не очень сильные, ничем не обузданные эмоции.

По характеру и поведению толпы очень различаются, при этом толпа одного типа при определенных условиях может быстро трансформироваться в толпу другого типа.

3.3.1.2. Классификация толп
3.3.1.2.1. Паническая толпа

Это толпа, спасающаяся от реального или воображаемого ис­точника опасности, направляемая страхом и чувством самосохранения (например, пожар в кинотеатре). Паника не возникает только в том случае, когда есть достаточно надежные выходы из создавшейся кризисной ситуации или выхода нет вообще. Возникновению паники, как отмечает Р.Тернер, сначала предшествует «короткая ста­дия неподвижности», люди, попавшие в незнакомую кри­зисную ситуацию, не в состоянии ее понять и оценить, поэтому они начинают действовать «гротескно несоответ­ствующим ей образом». Затем наступает период поиска выхода и лихорадочной «активности ради активности».

Паника является особой ситуацией, где происходит усиление воздействия через заражение. Паника, как отме­чает Ю.А.Шерковин, — это «эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях». Непосредственным поводом к возникновению паники всегда является появление како­го-то известия, которое способно вызвать своеобразный шок.

Очень трудно проводить исследование паники, это связано с тем, что ее нельзя непосредственно наблюдать. Результаты включенного наблюдения за паникой всегда будут искаженными, т.к. наблюдатель, хотел бы он этого или нет, будет подвержен воздействию со стороны наблю­даемых. Все исследования базируются на описаниях, сделанных после пика паники. На основе имеющихся описаний ученые выделили основные циклы, характерные для всего процесса паники в целом. Знание этих циклов, а также понимание психологического меха­низма паники, в частности, заражения, как бессознатель­ного принятия определенных образцов поведения очень важно для прекращения паники. Это возможно, если в ситуации паники находится также человек, способный внести элемент рациональности в ситуацию паники, за­хватить руководство в этой ситуации, Т.е. предложить образец поведения, который способствовал бы восстанов­лению нормального эмоционального состояния толпы. Надежной гарантией против всякой стихийности в массо­вом поведении является своевременное донесение до людей достоверной информации о разного рода событиях посредством официальных каналов коммуникации.

Действующая толпа — «это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами по­ведения». Отличительным признаком данного типа толпы является наличие цели, на которую направле­на ее деятельность. Понятие «действую­щая» подразумевает под собой весь комплекс возможных действий толпы, а именно общностей с экстремальными типами поведения. При исследовании социальных про­цессов ученые основное внимание уделяют изучению именно действующих толп.

Действующая толпа в свою очередь делится на следую­щие важные формы — сборище, восставшая (повстанчес­кая) толпа, борющаяся толпа, стяжательная толпа (толпа потребителей).

3.3.1.2.2. Сборище

Это «эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям». Обычно сборище имеет агрессивно настроенного лидера, требующего строгого подчинения от всех своих членов. Все действия сборища носят кратковременный характер и направлены непосредственно на какой-то определенный объект. После достижения задуманной цели сборище (на­пример, линчующая толпа) быстро распадается, и входив­шие в него люди в обыденной жизни могут совершенно ничем не напоминать члена жестоко действующего сбо­рища.

3.3.1.2.3. Восставшая толпа

Это насильст­венный и деструктивный коллективный взрыв. Ее поведение при восстаниях, в отличие от сбори­ща, менее структурировано, менее целенаправленно и более неустойчиво. В основном действия восставшей толпы непредсказуемы, так как она в наибольшей степе­ни подвержена различным случайным влияниям извне. Она может состоять из нескольких групп, имеющих свои собственные цели, но в критический момент объединяю­щихся и действующих однонаправленно.

3.3.1.2.4. Стяжательная толпа

Это толпа, которая вступила в неупорядоченный непосредственный конфликт за обла­дание какими-либо ценностями (например, разгром мага­зинов во время военных действий или стихийных бедст­вий).

Следует отметить, что данная классификация весьма условна. Между эти толпами нет непроходимой грани, они довольно легко и быстро могут переходить друг в друга.

Разница между перечисленными типами и видами толп относительна. Во всех перечисленных формах толп можно выделить много общих и сходных явлений. В первую очередь это психические явления. Всем формам толп свойствен факт деиндивидуализации, то есть частич­ное исчезновение у членов толпы их индивидуальных черт личности. Что вызывает сильную склонность к под­ражанию поведению других людей и увеличивает чувство солидарности со всей толпой. Происходит ослабление важности общепринятых этических и юридических норм, создается сильное ощущение правомерности совершае­мых действий и поступков. Также созданный толпой эмо­циональный настрой ведет к возвеличиванию своей соб­ственной силы и уменьшает ощущение ответственности за совершаемые поступки.

Данные явления приводят к тому, что человек, нахо­дящийся в толпе, находится как бы под влиянием внуше­ния. Сила данной «внушаемости» зависит от ряда факто­ров: от стимулов, вызывающих реакцию толпы, от кон­кретной общественно-исторической ситуации, а также от индивидуальных особенностей членов толпы.

Способы воздействия, реализуемые в стихийных мас­совых общностях, достаточно традиционны, это — зара­жение, внушение и подражание. Изучению этих механизмов уделяли внимание различные ученые, и социологи, и социальные психологи, и медики, и педагоги и т.д.

3.3.1.3. Инструменты воздействия на толпу
3.3.1.3.1. Заражение

Это особый способ воздействия, ведущий к интеграции больших масс людей (массовые психозы, ре­лигиозные экстазы и т.п.). Феномен заражения известен уже давно и имеет многообразные проявления, начиная от массовых вспышек различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, религиозного экстаза, вплоть до массового поли­тически окрашенного психоза (например, фашизм). Массовому психозу могут быть подверже­ны целые народы.

Эффект заразительности, на что в свое время справедливо указывал уже Н.К.Михайловский, зависит не только от силы эмоционального заряда, но и наличия факта непосредственного контакта между людьми. По этому поводу в своей статье «Еще о толпе» (1893) он писал следующее: «Когда в театре раздается зловещий крик «Пожар!», то происходит паника, часто далеко не соответ­ствующая степени опасности. Это зависит от того, что внезапность крика, как и всякая внезапность, на некото­рое время ошеломляет людей, ослабляет деятельность со­знания, вследствие чего опять-таки запираются все окна и двери и открытой остается одна форточка, в которую страшными глазами смотрит представление опасности. Но эффект еще усиливается тем обстоятельством, что каждый видит вокруг себя испуганные лица и жесты отчая­ния. Здесь происхо­дит как бы взаимная гипнотизация...

Многие политические лидеры используют знания ме­ханизма заражения в свой практике. Например, в фашистской пропаганде была разработана особая концеп­ция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения, Т.е. доведения до состояния экстаза. После этого ситуа­ция развивалась по законам заражения.

Феномен заражения может иметь место как в условиях антисоциального и неорганизованного поведения (раз­личные стихийные бедствия и т.п.), так и в массовых сознательных социальных действиях (митинги, манифес­тации и т.п.). Изучение различных форм психического заражения, проявляющихся в массовых социальных дви­жениях, особенно в периоды нестабильности общества, является одной из задач социальной психологии.

3.3.1.3.2. Внушение

Это особый вид воздействия на людей. В отличие от заражения, это уже «целенаправленное, неар­гументированное воздействие одного человека на другого или на группу». Таким образом, внушение пред­ставляет собой процесс передачи информации, основан­ный на ее некритическом восприятии.

В научной литературе до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о соотношении внушения и заражения. Одни авторы считают, что внушение так же, как и подра­жание, является одним из видов заражения, а другие приводят ряд отличий внушения от заражения.

Исследования внушения очень важны для таких сфер, как пропаганда и реклама. Метод внушения в ходе пропа­гандистского воздействия выступает как метод своеобраз­ного психопрограммирования аудитории, другими слова­ми, относится к методам манипулятивного воздействия.

3.3.1.3.3. Подражание

Один из механизмов воздействия людей друг на друга. Подражание имеет много общего с зараже­нием и внушением. Специфика подражания заключается в том, что это не простое принятие внешних черт поведе­ния другого человека или психических состояний масс, а «воспроизведение индивидом черт и образцов демонстри­руемого поведения». В свое время разработкой идей о роли подражания в обществе занимались Н.К.Ми­хайловский и Г.Тард, ими была выведена так называемая теория подражания.

Толпа оказывает на человека мимолетное влияние, хотя иногда созданное ею настроение удерживается у человека довольно долго. Если новые стимулы, воздействующие на толпу, приведут к созданию новых эмоций, то тогда связь, объединяющая до этого толпу, подвергнется распаду. Например, если толпу демонстрантов поливать водой, то под влиянием инстинкта самосохранения или страха, толпа распадется. Привести к распаду толпы может и влияние других чувств, устремлений (голод, чувство юмора и т.д.), возбуждений, направленных к иным целям, чем первоначальные.

Знание таких психических механизмов, с одной сторо­ны, помогает преодолевать или психически обезоружи­вать толпы, а с другой стороны, знание механизмов, объ­единяющих толпы, может быть использовано для возбуж­дения их и манипулирования ими.

3.3.2. Публика

Это «формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контак­те; именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию». Другое, более крат­кое, определение приводит Г.М.Андреева — «кратковре­менное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем». Публика отличается от толпы. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собра­нием людей.

Несмотря на то, что публика является одной из форм стихийной группы, элемент стихийности выражен в ней слабее, чем в толпе, и она более управляема. На поведе­ние индивидов, составляющих публику, определенным образом влияют заранее установленные социальные нормы, принятые в данном типе организации зрелищ. Например, публика, собравшаяся на представление в те­атре, ведет себя по-другому, чем публика на стадионе.

Публика бывает собранной (собравшейся) и несобранной. Собранную в одном месте публику Я.Щепаньский предлагает называть аудиторией, а не со­бранную, не объединенную публику, установки и стрем­ления которой все же поляризованы в одном направле­нии, — поляризованной массой.

Собранная (собравшаяся) публика — это объединения людей, ожидающих сходные переживания или интересу­ющихся одним и тем же предметом. Основой обособле­ния публики будет выступать общий интерес или поляри­зация установок вокруг одного и того же предмета или намерения. Другой важной чертой объединения публики выступают сходство установок и готовность к реагирова­нию определенным образом.

Так, в собрании людей, произошедшем после воздей­ствия на всех одних и тех же стимулов (фильм, лекция, футбольный матч), образуются определенные сходные или общие реакции, переживания и устойчивые ориента­ции. Но так как публика остается массовым собранием людей, то в ней продолжают действовать законы массы. В публике могут возникнут психические явления, свойст­венные толпе: общее эмоциональное напряжение, утрачи­вание рефлексивности, ощущение единства и солидар­ности. Поэтому порой даже незначительный инцидент легко может превратить некоторые виды публики в агрес­сивную или экспрессивную толпу. Например, во время спортивных зрелищ часто аморфная публика превращается в неуправляемую, терроризирующую толпу, устраивающую беспорядки и вандализм (драки, битье стекол и др.).

Собравшаяся (собранная) публика, в свою очередь, бы­вает случайно собравшейся и преднамеренно собравшейся. Последняя выступает в двух разных видах: публика, со­бравшаяся отдыхать, развлечься (например, в кино, теат­ре, цирке и т.д.), и публика, собравшаяся для получения информации (например, на лекции, собрании, выставке и т.д.). Обычно публику в замкнутых поме­щениях называют аудиторией (например, в лекционных залах).

3.3.3. Аудитория

(от лат. auditorium — место для слушания) — «совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при ми­нимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодейст­вии их друг с другом». Таким образом, аудито­рия может представлять собой как агрегацию (например, публика в театре), так и совокупность изолированных индивидов (например, телевизионная аудитория, аудито­рия той или иной газеты). Выделяются различные типы аудиторий, например, реальная и потенциальная, целевая и нецелевая, регулярная и нерегулярная и т.д.

Аудитория представляет собой сложное и неоднород­ное образование, и это во многом обусловлено тем, что разные люди по-разному воспринимают и усваивают ин­формацию из-за различия личных качеств и различия культурных норм и ценностей, присущих каждому инди­виду в отдельности. Поэтому, если одна часть аудитории будет стараться любыми способами ставить барьер на пути усвоения информации, не соответствующей ее куль­турным стереотипам либо кажущейся не важной для нее на данный момент времени и т.д., то другая часть этой же аудитории будет живо воспринимать ту же самую инфор­мацию. Таким образом, для любой аудитории свойствен­но деление на отдельные общности, индивиды которых начинают взаимно общаться и обмениваться мнениями о полученной информации. Подобные общности называ­ются социальными кругами, и в них составляется общее мнение относительно какого-либо события.

3.3.4. Масса

Масса — это «аморфная совокупность людей с мини­мальным уровнем групповой интеграции и организации».

У массы «нет никакой социаль­ной организации, никаких обычаев и традиций, никакого устоявшегося набора правил или ритуалов, ни­какой организованной группы установок, никакой струк­туры статусных ролей и никакого упрочившегося умения. Она просто состоит из некоего конгломерата индивидов, которые обособлены, изолированы, анонимны и, таким образом, однородны в той мере, в какой имеется в виду массовое поведение».

Несмотря на то, что массовое поведение это не согла­сованное действие множества индивидов, а лишь сово­купность индивидуальных линий поведения, оно может оказывать значительное влияние на общество. Если инди­видуальные линии сходятся, то масса становится могуще­ственной силой. Например, сдвиги в избирательных инте­ресах масс могут привести к краху одной политической партии и возвышению другой, что очень актуально в настоящее время для России.

В отличие от толпы, может быть в некоторой степени организо­ванной. В этом случае большую роль играют организато­ры. Организаторы масс известны заранее, это лидеры тех ор­ганизованных групп, представители которых принимают участие в данном массовом действии. Поэтому в данном случае в действиях массы заранее продуманы и более четки не только конечные цели, но и тактика поведения индивидов.

Несмотря на отмеченные отличия массы от толпы, ее существование также, как и толпы, неустойчиво, так как она достаточно разнородна и в ней могут не только суще­ствовать, но и сталкиваться различные интересы. Органи­зация массового поведения приводит к созданию соци­альных движений, в данном случае «вся его природа меняется, приобретая некую структуру, некую программу, некие определяющие традиции, предписанные правила, культуру, определенную внутригрупповую установку и определенное «мы-сознание».

3.3.6. Общественность

Общественность — это передовая часть общества, вы­ражающая его мнение. По мнению Г.Блумера, это естественный отклик людей на определенную ситуацию, находящий свое выражение в коллективном мнении или коллективном решении. Он выделяет следующие отличительные признаки общест­венности:

— во-первых, наличие какой-то проблемы;

— во-вторых, дискуссия, посвященная этой проблеме, в кото­рую вступают индивиды;

— в-третьих, наличие разного рода коллективных мнений относительно подхода к решению этой проблемы.

Общественность, как правило, состоит из заинтересованных определенным образом решить данную проблему групп и «незаинтересованного корпуса схожих со зрителями индивидов».

Примером общественности — объединение, протестующее против строительства башни «Газпром-сити»

В связи с этим возникает необходимость остановиться на общественном мнении как неком коллективном продук­те, который, с одной стороны, не следует понимать как какое-то единодушное мнение, с которым согласен каж­дый составляющий общественность индивид, а с другой — не обязательно мнение большинства. Его следует пони­мать как «некое мнение, составленное из нескольких мнений, имеющих место в общественности, а лучше — как центральная тенденция, установленная в борьбе между этими отдельными мнениями и, следовательно, оформленная соответствующей силой противодействия, которая между ними существует. В этом процессе мнение какого-либо меньшинства может оказывать гораздо боль­шее влияние на формирование коллективного мнения, чем взгляды большинства».

Формирование общественного мнения происходит в процессе публичной дискуссии, которая может вестись на различных уровнях и с разной степенью основательности. Заинтересованные группы, озадаченные нахождением способа решения появившейся проблемы, стараются за­воевать поддержку и лояльность со стороны внешней незаинтересованной группы, которая в данном случае выступает в роли арбитра или судьи. Качество сформиро­ванного общественного мнения во многом зависит от эффективности общественной дискуссии, которая в свою очередь находится в прямой зависимости от доступности и гибкости существующих механизмов массовой комму­никации (пресса, радио, общественные собрания).

Нередки случаи, когда та или иная заинтересованная группа использует разного рода манипуляции (а именно, пропаганду), для того чтобы привлечь общественное мне­ние на свою сторону, заставить людей принять их точку зрения. Увеличение общественных проблем, с одной сто­роны, и ограничение возможности обстоятельных дискус­сий по их поводу, с другой стороны, заставляют исследо­вателей общественного мнения обратить особое внима­ние на изучение механизма пропаганды. Изуче­ние общественного мнения — это важный ключ к пони­манию современного состояния общества.

Перед тем как перейти к рассмотрению групповых общностей, необходимо выделить и рассмотреть такое понятия, как социальный круг. По мнению Ф.Тенниса, социальный круг — это переходный этап от отношений к группе.

Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система