Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система — Социальные институты

Социальные институты


4.1. Понятие института и институционализация

Понятие «институт» (от лат. institutum — установление, учреждение) было заимствовано социологией из юриспруденции, где его использовали для характеристики отдельного комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Такими институтами в юридической науке считались, например, наследование, брак, собственность и т. п. В социологии понятие «институт» сохранило эту смысловую окраску, однако приобрело более широкое толкование в плане обозначения некоторого особого типа устойчивой регламентации социальных связей и различных организационных форм социального регулирования поведения субъектов.

Социальные институты — это комплекс установлений, правил, придающий устойчивость различным формам человеческой деятельности.

Институты основываются не только на четкой системе правил и норм, но и на развитом социальном контроле над их исполнением.

Существование институтов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых проведено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества или данной группы.

Спенсер об институтах

Свое продолжение институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Г. Спенсера. Строго говоря, именно он впервые в социологической науке употребил понятие «социальный институт». Определяющими факторами в развитии институтов общества Г. Спенсер считал борьбу за существование с соседними обществами (войну) и с окружающей природной средой. Задача выживания общественного организма в условиях его. эволюции и усложнение структур порождают, по Спенсеру, необходимость формирования особого рода регулятивного института: «В государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система... При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры»

Социальный организм состоит из трех главных систем:

— регулятивной,

— производящей средства для жизни и

— распределительной.

Спенсер различал такие виды социальных институтов, как

— институты родства (брак, семья),

— экономические (распределительные),

— регулирующие (религия, политические организации).

Всякий социальный институт складывается как выполняющая определенные функции устойчивая структура социальных действий.

Современное понимание

Анализ зарубежной и отечественной научной литературы показывает, что и в рамках выбранной парадигмы в понимании социального института существует широкий набор версий и подходов. Так, большое число авторов считают возможным дать понятию «социальный институт» однозначную дефиницию, опирающуюся на одно ключевое слово (выражение).

Л. Седов, например, определяет социальный институт как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему»[5]

Н. Коржевская пишет: «Социальный институт представляет собой общность людей, выполняющих определенные роли на основе их объективного положения (статуса) и организованных посредством социальных норм и целей.[6]

Я. Щепаньский дает такое интегральное определение: «Социальные институты являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения общественных и безличных функций ради удовлетворения существенных индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп».[7]

4.2. Социальный институт как над-индивидуальное образование

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят над-индивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.

4.3. Институционализация

Процесс образования институтов — институционализация — подразумевает замену спонтанного стихийного поведения на поведение регулированное, ожидаемое, предсказуемое. Это процесс, этапами которого выступают:

— возникновение потребностей, удовлетворение которых требует совместных организованных действий.

Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д.

Институт образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д.

— появление в ходе стихийного социального взаимодействия социальных норм и правил; принятие, применение этих норм и установленных санкций для их поддержания.

Эти нормы гарантируют сходное поведение людей, согласовывают и направляют в русло их определенные стремления, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

— создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

4.4. Разделение труда и дифференциация социальных институтов

Основой институционализации является разделение труда и дифференциация общественной жизни. Сегодня различают следующие сферы жизнедеятельности:

Экономическая — отношения в процессе материального производства (производство, распределение, потребление материальных благ).

Институты, относящиеся к экономической сфере: заводы, фабрики, банки, рынки, фирмы.

Социальная — отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечения социальной гарантии.

Институты, относящиеся к социальной сфере: коммунальные службы, образование, система здравоохранения, система социального обеспечения, предприятия связи, предприятия досуга.

Политическая — отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями.

Институты, относящиеся к политической сфере: государство, парламент, правительство, судебная система, политические партии.

Духовная — отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления.

Институты, относящиеся к духовной сфере: учреждения системы образования, культуры (театры, кино, издательства, и т.п.).

4.5. Признаки социальнеого института

К числу общих признаков социального института можно отнести:

— выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;

— определенную (формализованную) организацию:

— наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;

— наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

Эти признаки не являются нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества. У одних из них (формальных — армия, суд и т. п.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других (неформальных либо только возникающих) — менее отчетливо. Но в целом они являются удобным инструментом для анализа процессов институционализации социальных образований.

4.5. Функции социальных институтов

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:

— регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений; стандартизация поведения в определенных сферах, стандартизация социальных связей;

— создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;

— обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;

— социализация индивидов, передача социального опыта;

— коммуникативная функция: распространение информации внутри института и между институтами.

Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система