Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система — Социальные группы

Социальные группы


3.1. Понятие социальной группы и социальной общности в социологии. Виды социальных групп и общностей.

В качестве элементов любой социальной системы вы­ступают индивид, социальная общность.

Общности могут различаться между собой по степени организованности, которой соответствует и разный тип структуры. По этому критерию принято делить группы на:

формальные, имеющие четкую структуру, упорядоченную иерархию позиций и строго предписанные ролевые функции,

неформальные, структура которых не имеет строгой нормативной регламентации.

Формальные группы обычно имею четкую организацию, производную от выполняемой функции (школа, завод, фирма и т.д.), штат должностных лиц, правила приема и увольнения работников. Они создаются для выполнения специальных целей — решения определенного круга задач, в которых заинтересовано общество. Школа, например, имеет целью обучение и социализацию подрастающего поколения, армия создается для обороны страны, фирма выпускает вид продукции, товаров. Поэтому в формальных организациях существует строгое разделение труда, деятельность его членов регулируется специальными правилами и распоряжениями. Формальные группы могут быть и малыми по составу участников.

Неформальные группы, представляющие собой одну из разновидностей малых групп, часто возникают стихийно, особенно внутри больших формальных организаций. Как можно понять из самого названия, для неформальных групп свойственны дружеские, интимные, доверительные отношения. Решающая роль в их формировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, мироощущению.

Все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса — общности массо­вые и общности групповые. Для групповых общностей в качестве синонима будем использовать понятие «социаль­ная группа», «группа».

Ян Щепаньский под социальной общностью (в широ­ком смысле) понимал все объединения людей, в которых создается и утверждается, хотя бы на очень короткий период, определенная социальная связь, Т.е. всякие ус­тойчивые формы совместной жизни.

Как видно из определений социальной общности, это не плод фантазий, не умозрительные абстракции ученых, придуманные ими для анализа общественной жизни. Они существуют реально, и их можно эмпирически зафикси­ровать и проверить в любой момент. Также следует под­черкнуть, что социальные общности не являются простой суммой индивидов, социальных групп, это уже определен­ная целостность всех ее составляющих элементов, для кото­рой свойственны все характеристики целостной системы.

Общности могут быть очень разнообразными и де­литься, например:

по количеству людей это может быть как взаимодей­ствие двух людей (диада), так и многочисленное полити­ческое движение;

по времени продолжительности существования — вре­менные, непостоянные, иногда длящиеся несколько минут или часов (пассажиры поездов, самолетов, аудито­рия кинотеатра), и устойчивые, стабильные, существую­щие столетиями (нации, классы);

по плотности связи — как тесно сплоченные коллек­тивы, организации, так и достаточно аморфные образования («фанаты» Пугачевой, болельщики футбольной ко­манды «Спартак» и т.д.).

Процесс складывания общностей может происходить объективно, и они могут существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут созда­ваться сознательно людьми (семья, партия, спортивный клуб).

3.2. Условные и реальные общности

Перед тем как остановиться на подробном рассмотре­нии данных общностей, следует отметить еще одно важ­ное понятие. Так, Я.Щепаньский выделяет наиболее общее понятие социальное множество, под которым по­нимает «определенное количество людей, обладающих какими-либо общими чертами, выделенными внешним наблюдателем, независимо от того, осознают ли сами люди, что они этой чертой обладают». Выде­ление множеств может осуществляться произвольно, на основе соматических черт (например, деление женщин на блондинок и брюнеток, полных и худых и т.д.). По­добного рода социальные множества являются условными общностями.

Условные общности в прямом смысле нельзя назвать общностями, так как в них отсутствуют обязательные и тем более непосредственные связи. Иногда в научных изданиях их называют еще номинальными или статисти­ческими общностями (группами), под которыми понимает­ся «совокупность людей, выделяемая по некоторому при­знаку, имеющему смысл для целей анализа. Это могут быть, например, общности по возрасту, месту жительства, образу мыслей.

Синоним условной общности — социальная категория.

Любое множество, выделение которого осуществляет­ся на основе обладания определенной чертой, со­ставляет социальную категорию. Таким образом, социаль­ная категория — это «совокупность групп индивидов, имеющих одинаковые характеристики по тому или иному признаку (например, пол, возраст, профессия, вероиспо­ведание и т.д.)» [250. С. 120].

Множество людей, имеющих одну и ту же специаль­ность, будет называться профессиональной категорией.

Множество людей одного и того же возраста (например: 60-75 лет) будет возрастной категорией. Множество людей одного пола — категорией пола. Поэтому следует говорить не о «группе блондинок», а о «категории блондинок», не о «возрастной группе молодежи от 18 до 25 лет», а о «возрастной категории молодежи от 18 до 25 лет» и т.д. Такие социальные категории будут являться чисто услов­ными.

Следует отметить, что некоторые условные общности очень близки к реальным общностям, то есть им бывают свойственны сплоченность и контактность. Если же при­знак, по которому происходит деление множества людей, существенный (например, пол, возраст, профессия, раз­мер дохода, тип поселения и т.п.), то такие общности приближаются к большим, но реальным группам типа класса и нации, которые образуются не по одному, а на основе совокупности существенных признаков.

Люди, которые принадлежат к одной и той же катего­рии (например, возрастной, имущественной, профессио­нальной и т.п.), всегда обладают одной или несколькими общими чертами, наличие которых может привести к возникновению внутренней связи в данной социальной категории и даже к созданию своих собственных общих институтов. Возникновение любой внутренней связи в социальной категории свидетельствует о преобразовании ее в социальную общность (например, клуб толстяков).

Условные группы и агрегации

Некоторые виды условных общностей в обыденной жизни называются группами, хотя в научном понимании они представляют собой нечто другое. Так термин «груп­па» часто употребляют для обозначения некоторых инди­видов, которые пространственно и физически находятся в каком-то определенном месте. В данном случае разделе­ние осуществляется только пространственно с помощью физического определения границ (например, индивиды, находящиеся в одно и то же время на одной улице, едущие в одном вагоне электрички и т.д.). Подобного рода территориальные сообщества в строго научном смысле слова нельзя называть социальной группой. По мнению С.С.Фролова, это агрегация — «некоторое коли­чество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаи­модействий». Понятие агрегат (от лат. aggregatio — присоединение, накопление) имеет множество определений, наиболее подходящим для данного случая является приведенное в «Социологическом энциклопеди­ческом словаре» (М., 1998) — «совокупность социальных единиц (индивидов, семей, кланов и т.д.), которая возни­кает путем их пространственного сближения, причем еди­ницы эти не изменяются вследствие образования агрега­та, в противоположность общности, в которой единицы взаимосвязаны».

Следует отметить, что при определенных условиях аг­регация целиком может превратиться в группу, а точнее, в квазигруппу. Квазигруппам, по мнению С.С.Фролова, свойственны следующие отличительные черты: «1) спон­танность образования; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.); 4) кратковре­менность совместных действий» [287. С. 196].

Как правило, подобные группы существуют непродол­жительное время, чаще всего в конечном итоге они распа­даются, но иногда, при определенных условиях, превра­щаются в устойчивые социальные группы. Например, люди, стоящие в очереди за чем-нибудь и не взаимодей­ствующие между собой, — являются агрегацией. Но стоит продавцу неожиданно отойти на продолжительное время от прилавка, как очередь начинает взаимодействовать для достижения одной для всех их цели — вернуть на рабочее место продавца. В результате этого агрегация превращает­ся в квазигруппу, спонтанную и неустойчивую группу, которая после достижения цели легко и быстро распада­ется.

Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система