Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система — Социальные группы
- Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система
- Общество и личность. Социальная роль и статус
- Социальный статус
- Социальная роль
- Социальные группы
- Массовые общности
- Социальный круг
- Целевые общности
- Социальные группы
- Большие группы (общности)
- Социальная стратификация
- Социальная мобильность
- Территориальные общности
- Социальные институты
- Институт семьи
Социальные группы
3.1. Понятие социальной группы и социальной общности в социологии. Виды социальных групп и общностей.
В качестве элементов любой социальной системы выступают индивид, социальная общность.
Общности могут различаться между собой по степени организованности, которой соответствует и разный тип структуры. По этому критерию принято делить группы на:
— формальные, имеющие четкую структуру, упорядоченную иерархию позиций и строго предписанные ролевые функции,
— неформальные, структура которых не имеет строгой нормативной регламентации.
Формальные группы обычно имею четкую организацию, производную от выполняемой функции (школа, завод, фирма и т.д.), штат должностных лиц, правила приема и увольнения работников. Они создаются для выполнения специальных целей — решения определенного круга задач, в которых заинтересовано общество. Школа, например, имеет целью обучение и социализацию подрастающего поколения, армия создается для обороны страны, фирма выпускает вид продукции, товаров. Поэтому в формальных организациях существует строгое разделение труда, деятельность его членов регулируется специальными правилами и распоряжениями. Формальные группы могут быть и малыми по составу участников.
Неформальные группы, представляющие собой одну из разновидностей малых групп, часто возникают стихийно, особенно внутри больших формальных организаций. Как можно понять из самого названия, для неформальных групп свойственны дружеские, интимные, доверительные отношения. Решающая роль в их формировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, мироощущению.
Все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса — общности массовые и общности групповые. Для групповых общностей в качестве синонима будем использовать понятие «социальная группа», «группа».
Ян Щепаньский под социальной общностью (в широком смысле) понимал все объединения людей, в которых создается и утверждается, хотя бы на очень короткий период, определенная социальная связь, Т.е. всякие устойчивые формы совместной жизни.
Как видно из определений социальной общности, это не плод фантазий, не умозрительные абстракции ученых, придуманные ими для анализа общественной жизни. Они существуют реально, и их можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент. Также следует подчеркнуть, что социальные общности не являются простой суммой индивидов, социальных групп, это уже определенная целостность всех ее составляющих элементов, для которой свойственны все характеристики целостной системы.
Общности могут быть очень разнообразными и делиться, например:
— по количеству людей это может быть как взаимодействие двух людей (диада), так и многочисленное политическое движение;
— по времени продолжительности существования — временные, непостоянные, иногда длящиеся несколько минут или часов (пассажиры поездов, самолетов, аудитория кинотеатра), и устойчивые, стабильные, существующие столетиями (нации, классы);
— по плотности связи — как тесно сплоченные коллективы, организации, так и достаточно аморфные образования («фанаты» Пугачевой, болельщики футбольной команды «Спартак» и т.д.).
Процесс складывания общностей может происходить объективно, и они могут существовать независимо от воли и сознания людей (классы, нации), а могут создаваться сознательно людьми (семья, партия, спортивный клуб).
3.2. Условные и реальные общности
Перед тем как остановиться на подробном рассмотрении данных общностей, следует отметить еще одно важное понятие. Так, Я.Щепаньский выделяет наиболее общее понятие социальное множество, под которым понимает «определенное количество людей, обладающих какими-либо общими чертами, выделенными внешним наблюдателем, независимо от того, осознают ли сами люди, что они этой чертой обладают». Выделение множеств может осуществляться произвольно, на основе соматических черт (например, деление женщин на блондинок и брюнеток, полных и худых и т.д.). Подобного рода социальные множества являются условными общностями.
Условные общности в прямом смысле нельзя назвать общностями, так как в них отсутствуют обязательные и тем более непосредственные связи. Иногда в научных изданиях их называют еще номинальными или статистическими общностями (группами), под которыми понимается «совокупность людей, выделяемая по некоторому признаку, имеющему смысл для целей анализа. Это могут быть, например, общности по возрасту, месту жительства, образу мыслей.
Синоним условной общности — социальная категория.
Любое множество, выделение которого осуществляется на основе обладания определенной чертой, составляет социальную категорию. Таким образом, социальная категория — это «совокупность групп индивидов, имеющих одинаковые характеристики по тому или иному признаку (например, пол, возраст, профессия, вероисповедание и т.д.)» [250. С. 120].
Множество людей, имеющих одну и ту же специальность, будет называться профессиональной категорией.
Множество людей одного и того же возраста (например: 60-75 лет) будет возрастной категорией. Множество людей одного пола — категорией пола. Поэтому следует говорить не о «группе блондинок», а о «категории блондинок», не о «возрастной группе молодежи от 18 до 25 лет», а о «возрастной категории молодежи от 18 до 25 лет» и т.д. Такие социальные категории будут являться чисто условными.
Следует отметить, что некоторые условные общности очень близки к реальным общностям, то есть им бывают свойственны сплоченность и контактность. Если же признак, по которому происходит деление множества людей, существенный (например, пол, возраст, профессия, размер дохода, тип поселения и т.п.), то такие общности приближаются к большим, но реальным группам типа класса и нации, которые образуются не по одному, а на основе совокупности существенных признаков.
Люди, которые принадлежат к одной и той же категории (например, возрастной, имущественной, профессиональной и т.п.), всегда обладают одной или несколькими общими чертами, наличие которых может привести к возникновению внутренней связи в данной социальной категории и даже к созданию своих собственных общих институтов. Возникновение любой внутренней связи в социальной категории свидетельствует о преобразовании ее в социальную общность (например, клуб толстяков).
Условные группы и агрегации
Некоторые виды условных общностей в обыденной жизни называются группами, хотя в научном понимании они представляют собой нечто другое. Так термин «группа» часто употребляют для обозначения некоторых индивидов, которые пространственно и физически находятся в каком-то определенном месте. В данном случае разделение осуществляется только пространственно с помощью физического определения границ (например, индивиды, находящиеся в одно и то же время на одной улице, едущие в одном вагоне электрички и т.д.). Подобного рода территориальные сообщества в строго научном смысле слова нельзя называть социальной группой. По мнению С.С.Фролова, это агрегация — «некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий». Понятие агрегат (от лат. aggregatio — присоединение, накопление) имеет множество определений, наиболее подходящим для данного случая является приведенное в «Социологическом энциклопедическом словаре» (М., 1998) — «совокупность социальных единиц (индивидов, семей, кланов и т.д.), которая возникает путем их пространственного сближения, причем единицы эти не изменяются вследствие образования агрегата, в противоположность общности, в которой единицы взаимосвязаны».
Следует отметить, что при определенных условиях агрегация целиком может превратиться в группу, а точнее, в квазигруппу. Квазигруппам, по мнению С.С.Фролова, свойственны следующие отличительные черты: «1) спонтанность образования; 2) неустойчивость взаимосвязей; 3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо только прием или передача информации, либо только выражения протеста или восторга и т.д.); 4) кратковременность совместных действий» [287. С. 196].
Как правило, подобные группы существуют непродолжительное время, чаще всего в конечном итоге они распадаются, но иногда, при определенных условиях, превращаются в устойчивые социальные группы. Например, люди, стоящие в очереди за чем-нибудь и не взаимодействующие между собой, — являются агрегацией. Но стоит продавцу неожиданно отойти на продолжительное время от прилавка, как очередь начинает взаимодействовать для достижения одной для всех их цели — вернуть на рабочее место продавца. В результате этого агрегация превращается в квазигруппу, спонтанную и неустойчивую группу, которая после достижения цели легко и быстро распадается.