Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система — Общество и личность. Социальная роль и статус

Общество и личность. Социальная роль и статус

2.1. Личность

В обыденной жизни часто отождествляют такие поня­тия, как «человек», «индивид», «личность». Но в социоло­гии данные понятия не рассматриваются как синонимы и достаточно четко различаются при всей их близости и взаимосвязи. И для того чтобы понять, что такое лич­ность, необходимо в первую очередь провести разграни­чение этих понятий.

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей тогда, когда важно отметить принадлежность лица к чело­веческому роду. А когда необходимо подчеркнуть, что речь идет не о всем человечестве, а об отдельном предста­вителе человечества, конкретном носителе всех социаль­ных и психологических черт человека (разума, воли, инте­ресов, потребностей и т.д.), то употребляют понятие «ин­дивид». В данном случае понятие «индивид» означает «конкретный человек».

И.С.Кон о личности

Понятие «личность», как отмечает известный россий­ский социолог И.С.Кон, очень многообразно. В своей работе «Социология личности» (М., 1967) он подчеркива­ет, что,

«с одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социаль­ных ролей (общее).

С другой стороны, личность понима­ется как социальное свойство индивида, как совокуп­ность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого или косвенного вза­имодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и обще­ния. Этот второй аспект понятия наиболее важен с точки зрения социологии, которую отдельный человек интере­сует не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, воплощающий в себе некото­рые социально типичные черты».

Таким обра­зом, данное понятие употребляют в двух смыслах. В пер­вом случае под личностью понимается человек как

— субъ­ект отношений и сознательной деятельности (т.е. лицо в широком смысле слова), а во втором, как

— устойчивая систе­ма социально значимых черт и качеств, характеризующих индивида как члена определенного общества или об­щности.

— Личность в философии

— Личность в педагогике

— Личность в психологии

— Личность в социологии

Личность является объектом изучения ряда гуманитар­ных наук, прежде всего философии, педагогики, психологии и социо­логии. Но каждая из них понимает под личностью не одно и то же.

Отличия поддаются условной классификации. Все они проходит по линии общее—особенное—единичное.

А) Время:

— прошлое-настоящее-будущее в целом;

— обозримый период

— настоящее.

Б) Личность как субъект отношений и система связей:

— индивид-человечество.

— индивид-общество,

— индивид-группа,

— индивид-индивид,

В) Ценности:

— все ценности в конкретно-исторических условиях развития человека и общества,

— ценности, значимые для настоящего,

— позитивный (в условиях настоящего) ряд.

Философия не вправе отвечать на вопрос о том, является ли личностью тот или иной индивидуум, — это прерогатива прикладных наук. Философию проблема личности интересует в ши­роком историко-теоретическом плане. Она намечает под­ходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, фи­лософию интересует личность с точки зрения ее положе­ния в мире как субъекта деятельности, познания и твор­чества. При этом мир, в свою очередь, предстает как целостная же историко-теоретическая реальность, которая не замыкается в настоящем, но обнимает собой и прошлое, и будущее.

В педагогике личность — это индивидуум, воспитавший в себе известную совокупность позитивных ценностей социума. При этом, чем полнее их ряд, тем богаче личность.

Социальная психология ограничивается пределами поддающейся наблюдению реальности и под личностью подразумевает субъект сознательной деятельности, погруженный исключительно в настоящее и окруженный живыми людьми, группой. Здесь, во взаимодействии с нею, личность предстает как устойчивая совокупность всех качеств (включая аморальные и асоциальные). «Для социальной пси­хологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получает­ся от взаимоотношения личности с конкретной группой)». В связи с этим главная проблема анализа личности в социальной психологии заключается в выяв­лении того, каким образом общество влияет на личность, какую роль в процессе формирования личности играет микро- и макросреда.

В условном «количественном» аспекте социология занимает промежуточное место между психологией и философией. Она изучает настоящее общества, но вместе с тем ставит своей задачей дать прогноз его развития на обозримую перспективу. Поэтому для нее личность — это категория, которая не может быть осознана без учета динамики развития среды. В свою очередь, среда — это уже не поддающаяся прямому наблюдению группа, но все общество в целом. Кроме того, понятие личности здесь обнимает собой не только тех, кто впитал позитивные ценности общества, но и тех, кто отрицает их.

Социология выделяет социально-типичное. Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потреб­ностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономер­ной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения лич­ности. Некоторые проблемы являются общими для соци­ологии и социальной психологии, поэтому граница между ними в значительной степени условна.

В современной науке, как отмечает Е.А.Ануфриев, можно выделить два подхода к определению личности:

— формально-логический и

— диалектико-логический.

Первый подход разделяют психологи и педагоги, он как бы опирается на «здравый смысл». При этом подходе понятие личность определяется через подве­дение его под более широкое, родовое понятие человека, а после этого указываются его видовые отличия, Т.е. перечисляются признаки, наличие которых отличает лич­ность от человека вообще. Данные признаки включают различные положительные характеристики. В связи с этим сторонники первого подхода признают личностью не всех людей, а только тех, кто обладает определенными положительными качествами. Процесс социализации, в данном случае, будет заключаться в приобретении необ­ходимого набора положительных качеств. Несмотря на рациональность своего содержания, данному подходу все-таки свойственна определенная ограниченность — кого конкретно и почему нельзя считать личностью, например, если ребенка, то до какого возраста, если преступника, то за какое преступление, и т.д.

Второй подход позволяет избежать вышеуказанные противоречия. Личность в данном случае определяется через диалектику единичного и общего, как нечто особен­ное, рассматриваемое в социальном аспекте. Для всех людей свойственно обладание рядом определенных общих черт, как биологических, так и социальных. Но в то же время каждому человеку присуще что-то свое, осо­бенное (своя биография, своя профессии и т.д.). Совокуп­ность общих характеристик человека с его индивидуаль­ными особенностями и будет создавать особенное — лич­ность. Таким образом, сторонники данного подхода считают, что понятие личности применимо ко всем людям без исключения. Т.к. каждый человек обладает и общими, и индивидуальными признаками. Личность — как уникальная совокупность — будет требовать ряда дополнительных характеристик, указывающих, какая именно личность имеется в виду (развитая или неразви­тая, сознательная или несознательная). Следует отметить, что данные подходы не взаимоисключают друг друга, они составляют единство, которое обязательно необходимо учитывать в социологии личности.

Центральной проблемой всех социологических иссле­дований выступает проблема взаимоотношения общества и личности. В центре внимания социолога постоянно находится сложное взаимо­действие общества и личных интересов. Для социолога общественный интерес выступает не в виде некоего обще­го понятия, а в конкретной форме — в виде интересов тех или иных общественных организмов, институтов, соци­альных систем. В связи с этим структуру социологии А.Г. Здравомыслов в своей работе «Методология и проце­дура социологических исследований» (М., 1969) представил в виде схемы (см. схему).

На данной схеме конкретизируется положение К.Маркса о том, что человек есть «совокупность всех общественных отношений». Общество является результатом взаимодействия трех главных систем: полити­ки, экономики и духовной жизни общества. А социология как раз и выясняет, каким образом человек участвует в этих важных сферах общественной жизни. Хотя экономи­ка и играет решающую роль при объяснении историчес­кого развития человеческого общества в целом, того, как и почему происходит смена общественных формаций, но она не в состоянии объяснить, как происходит формирова­ние личности, так как не только экономика влияет на это.

2.2. Личность и общество

Нельзя, рассматривая связи человека с обществом говорить о личности вообще и об обществе вообще, так как каждый человек принадлежит к определенной соци­альной общности (нация, город, класс и т.д.). Все это существенным образом влияет на структуру общения между людьми. Например, образ жизни жителей города и их отношения отличаются от образа жизни и отношений жителей деревни, и они имеют больше возможностей для дальнейшего развития и утверждения личности.

Обращают внимание социологи и на процесс станов­ления личности, на то, как проходит его социализация. Ведь превращение ребенка во взрослого происходит бла­годаря воздействию на него двух социальных институтов: семьи и системы общественного воспитания (в данном случае социальным институтом могут выступать не только какие-то учреждения, а даже улица, оказывающая опреде­ленное влияние на воспитание человека).

Превращение ребенка в личность происходит благода­ря процессу социализации. В процессе своего становле­ния (социализации) человек сначала усваивает средства общения между людьми (учится говорить), потом у него вырабатываются навыки различной деятельности (от умения держать ложку до освоения профессий). Он усваивает набор необходимых знаний и норм поведения, также общепринятую в его социальной общности систему цен­ностей. Но даже после того как человек стал взрослым, связь его с обществом не обрывается. На уже сформиро­вавшуюся личность продолжают оказывать воздействие по меньшей мере две системы отношений, во-первых, на производстве, а, во-вторых, в семье.

Социология и психология содержат много разнообраз­ных теорий личности, которые существенно отличаются друг от друга своими методологическими установками (теория личности марксизма; теория «зеркального Я» — Ч.Кули, Дж.Мид; психоаналитические теории — З.Фрейд, Э.Эриксон; теория развития познания — Ж.Пиаже; тео­рия нравственного развития — Л.Колберг; ролевая теория личности — РЛинтон, М.Морено, Т.Парсонс и др.). В настоящее время в научной литературе утвердилось мнение, что именно ролевая концепция личности является специальной соци­ологической теорией личности. Основ­ными понятиями этой теории являются «социальная роль» и «социальный статус». В связи с этим возникает необходимость рассмотреть, что означают данные поня­тия.

Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система