Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система — Социальный статус

Социальный статус


2.3.1. Определение социального статуса

Термин «социальный статус» (от лат. status — состоя­ние дел, положение) впервые в социологическом смысле употребил английский историк Г.Д.С.Мейн (Ancient law. N.Y., 1885). Первоначально в Древнем Риме данный тер­мин означал правовое положение юридического лица. С середины 30-х гг. XIX в. разработкой теории социального статуса занимались Р.Линтон, Ф.Мерилл, Т.Шибутани, Р.Тернер и др.

В широком смысле социальный статус это положе­ние индивида в обществе, которое он занимает в соответ­ствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

В настоящее время этот термин использу­ется социологами в двух основных смыслах:

— обозначе­ние позиции индивида в группе, организации или группы в соци­альной системе;

— обозначение ранга, престижа этой позиции.

Социальный статус имеет соответствующий список прав и обязанностей. Статус можно сравнить с пустой ячейкой в организации или группе, которую может занимать тот или иной человек: люди приходят и уходят, а статусы в организации остаются. Организация — это система взаимосвязанных и специализированных статусов. Каждый статус имеет свою функцию в организации, например, функция руководителя состоит в руководстве рядовыми сотрудниками, функция учителя состоит в обучении учащихся, функция рабочего состоит в управлении и ремонте технических устройств и т.д. Каждый человек занимает одновременно несколько статусов, например, рабочего, мужа, спортсмена, друга, студента вечернего отделения университета, члена партии, автора газетной публикации, посетителя больницы и т.д.

2.3.2. Классификация социальных статусов

Ученые различают:

прирожден­ный (приписанный): национальность, социаль­ное происхождение, сословие, пол, раса, каста и т.д.

достигнутый (приобретенный): образование, заслуги, квалификация и т.д., например, президент, академик, генерал.

Социальный статус не определятся произвольно, а за­висит от господствующей в данном обществе системы ценностей и культуры. Например, для исследования стра­тификационной структуры современного американского общества используют следующие критерии:

— род занятий,

— величина дохода,

— уровень образования,

— этническая при­надлежность.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия основных статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других. Так, например: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Необходимо различать социальный статус и личный статус индивида. Если социальный статус связан с принадлежностью индивида к определенной группе и с престижем группы, то личный статус, наоборот, с поло­жением внутри первичной группы, как правило, малой, и личностными качествами, вызывающими уважение (не­уважение) окружающих. В заключение следует отметить, что как статус не может существовать без роли, так и роль не может существовать без статуса.

В ролевой теории (У.Томас, Р.Дарендорф), начиная с 40-х гг. XX в., все чаще вместо термина «социальный статус» используется термин «позиция», как более нейтральный, свободный от ценностного подхода, так как понятие «со­циальная роль» все чаще ассоциируется с совокупностью определенных прав и обязанностей, как с предписанным или ожидаемым поведением. В данном случае социальная структура рассматривается как разные типы отношений между позициями. Социальный статус, приобретая каче­ство ранга, престижа позиций индивида или группы, ста­новится элементом теории социальной стратификации.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Социальный статус и социальная стабильность

Значимость проблемы для общественной жизни определяется не в последнюю очередь политическими соображениями. Несовпадение статусов по разным критериям может служить причиной социальных возмущений.

Так, подмечено, что противоречие между высоким образовательным цензом, родом занятий, уровнем доходов и низким этническом статусом стало одной из причин вовлечения в революционный процесс пассионарной еврейской молодежи.

Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Общество как социальная система