Лекции по социологии культуры: Формирование культуры, культура как инфраструктура общества. — Начало цивилизации

Начало цивилизации


3.1. Культура как средство формирования коллективного труда

Основная функция культуры на начальной стадии исторического развития состоит не в дифференциации общества, но в самом его формировании. Поэтому самыми неожиданными, но вместе с тем и самыми естественными (если не сказать единственно возможными) результатами прибавочного труда становятся ирригационные системы и мегалитические постройки, гигантские памятники материальной культуры, поглотившие и воплотившие в себе несчетные объемы трудозатрат. Именно — и, как кажется, только — благодаря этим оставшимся в тысячелетиях формам своей реализации энергия огромных людских масс переносится из области простого жизнеобеспечения в сферы, над которыми уже не властны одни лишь физиологические позывы.

Вот только необходимо понять, что все эти грандиозные потоки принудительного труда, вовлекающего в себя практически все население больших регионов, представляют собой излет инерции, первичный импульс которой обретается в далеком прошлом. Начинаются же они с тех маленьких ручейков, которые пробиваются там, где впервые появляется возможность получения прибавочного продукта. Все то, что осталось от древних цивилизаций: и ирригационные системы, и величественные зиккураты, и сооружения заупокойного культа являет собой завершение гигантского витка единой спирали развития,— первый же импульс человеческой деятельности, уже не связанной с непосредственным жизнеобеспечением, тысячелетиями набирал силу именно в этих случайных истоках.

3.2. Культура и новые горизонты реальности

Из всех живых существ один человек живет постоянным ожиданием будущего. Из всех живых существ только взгляд человека проникает за пределы того пространства, в котором осуществляется его непосредственная деятельность. У животного пределы пространственно-временного поля, которым ограничено его существование, определяются содержанием биологической потребности.

Полная биологическая бессмысленность глобального совместного действия, которое вовлекает в свой поток всех участников, принципиальная независимость от сиюминутных потребностей формирует совершенно новую реальность. Не связанная ни с одной из биологических потребностей, эта реальность в принципе выходит за пространственные и временные пределы налично данной действительности.

Именно благодаря такому выходу за пределы «здесь и сейчас», благодаря концентрации труда на производстве чуждых животному вещей разобщенные автаркией массы первобытных производителей становятся едиными народами, а составляющие их индивиды — людьми.

Идея связи ирригационных работ с происхождением государственности не нова; в работе эмигрировавшего в Соединенные Штаты немецкого ученого Карла Виттфогеля «Восточный деспотизм», которая была опубликована еще в 1957 году, возникновение государства в ряде стран Древнего Востока обусловливается необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных областях. Суть его концепции состоит в том, что государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. Общество в отдельных регионах (Междуречье, Египет, Китай) не может существовать без того, чтобы не строить оросительные каналы. Осуществить же такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только постоянно действующая организация власти и управления, то есть государство. Необходимостью же проведения масштабных ирригационных работ он объясняет и отставание Восточных цивилизаций от Запада.

Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Формирование культуры, культура как инфраструктура общества.