Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры — Основные подсистемы культуры
- Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры
- Формы анализа
- Связь с практикой. Этапы развития
- Функции и формы культуры
- Исторические типы культур
- Взаимосвязь понятий культура и общество
- Строение культуры
- Точное знание. Наука
- Основные подсистемы культуры
- Подсистема норм
- Уровни культуры
- Субкультуры
- Актуальная культура
Основные подсистемы культуры
ПОДСИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
Это совокупность жизненных идеалов, целей, средств их достижения.
Подходы к изучению.
Натуралистический психологизм (Мейног, Пери, Дьюи)
Источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых объектов.
Трансцендентализм. Идущее от Канта учение, согласно которому ценности соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым» или трансцендентальным сознанием. Будучи идеальными, они не зависят от человеческих потребностей и желаний.
Социологизм (Вебер). Ценность — норма, значимая для субъекта. Понятие ценности приобретает методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей.
Ценности в различных культурах не совпадают. В частности, что в одном обществе представляется нравственным, в другом — безнравственно. Для иностранца многое кажется бессмысленным, нелогичным в другой стране, а с позиции данной культуры это рационально, полезно, обоснованно.
Культура — это форма, способ ценностного усвоения действительности. Поэтому, чтобы определить, что значимо, что нет, что добро, а что зло, индивид должен иметь определенные критерии (ценности). Культура, рассматриваемая в ценностном аспекте, является своеобразным социальным механизмом, который определяет, воспроизводит и передает ценности в обществе.
Виды социальных ценностей:
— экономические,
— нравственные,
— политические,
— эстетические
и др.
Всю эту систему пронизывают
— нравственные ценности; специфической формой нравственной ценности является запрет.
Классификация ценностей
В целом, культурные ценности можно классифицировать по следующим признакам.
По степени общности:
— общечеловеческие («вечные», непреходящие)
— общецивилизационные,
— национальные,
— (локальные, субкультурные.
Общеразделяемые ценности — это ценности, признаваемые большинством членов общества: общие цели деятельности; морально-нравственные; эстетические идеи, верования. Локальные ценности поддерживаются определенными социальными общностями (этнос, социальный слой, группа). Нельзя понять общество, не зная ценностно-смысловых аспектов деятельности его членов.
По критериям соответствия объективным потребностям общества: прогрессивные ценности, антиценности, ранее созданные, но «невостребованные» ценности, которые обогнали свое время.
Культурную основу общества образует общеразделяемая система ценностей, которая видоизменяется с его развитием. Без такой системы не может нормально существовать ни один народ. На основе фундаментальных ценностей формируются ценностные ориентации личности: ее важнейшие потребности, цели жизнедеятельности; т.е. культура не только интегрирует личность в социальную систему, но и прививает ей определенные интересы и цели. Общепринятые ценности прививаются добровольно или навязываются личности, что зависит от степени развитости демократии в обществе. Таким образом, ценности как регуляторы социальных связей могут объединять и разъединять людей.
Может наблюдаться и конфликт ценностей, относящихся к разным сферам общественной жизни (политика и нравственность, экономика и демократия). Конфликт между ценностями различных поколений, групповыми и общечеловеческими. Этот конфликт не препятствует сохранению общества (естественно, если он разрешается цивилизованными методами: не разрушаются церкви, памятники, не выбрасываются из церковных зданий музеи и т.д.). Напротив, способствует его развитию.
Функции ценностей:
— критерий оценки реальной действительности,
— мотивация деятельности, поведения,
— определение смысла целенаправленной деятельности
— оптимизация форм социальных взаимодействий.