Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры — Основные подсистемы культуры

Основные подсистемы культуры


ПОДСИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ

Это совокупность жизненных идеалов, целей, средств их достижения.

Подходы к изучению.

Натуралистический психологизм (Мейног, Пери, Дьюи)

Источник ценностей заключается в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы в качестве некоторых объектов.

Трансцендентализм. Идущее от Канта учение, согласно которому ценности соотносящимся не с эмпирическим, но с «чистым» или трансцендентальным сознанием. Будучи идеальными, они не зависят от человеческих потребностей и желаний.

Социологизм (Вебер). Ценность — норма, значимая для субъекта. Понятие ценности приобретает методологический смысл как средство выявления и описания социальных отношений и институтов: социальная система любого масштаба предлагает наличие некоторых разделяемых всеми его членами ценностей.

Ценности в различных культурах не совпадают. В частности, что в одном об­ществе представляется нравственным, в другом — безнравственно. Для ино­странца многое кажется бессмысленным, нелогичным в другой стране, а с по­зиции данной культуры это рационально, полезно, обоснованно.

Культура — это форма, способ ценностного усвоения действительности. Поэтому, чтобы определить, что значимо, что нет, что добро, а что зло, инди­вид должен иметь определенные критерии (ценности). Культура, рассматри­ваемая в ценностном аспекте, является своеобразным социальным механизмом, который определяет, воспроизводит и передает ценности в обществе.

Виды со­циальных ценностей:

— экономические,

— нравственные,

— политические,

— эстетиче­ские

и др.

Всю эту систему пронизывают

— нравственные ценности; специфической формой нравственной ценности является запрет.

Классификация ценностей

В целом, культурные ценности можно классифицировать по следующим признакам.

По степени общности:

— общечеловеческие («вечные», непреходящие)

— общецивилизационные,

— на­циональные,

— (локальные, субкультурные.

Общеразделяемые ценности — это ценности, признаваемые большинством членов общества: общие цели деятельности; морально-нравственные; эстетические идеи, верова­ния. Локальные ценности поддерживаются определенными социальными общ­ностями (этнос, социальный слой, группа). Нельзя понять общество, не зная ценностно-смысловых аспектов дея­тельности его членов.

По критериям соответствия объективным потребностям общества: прогрессивные ценности, антиценности, ранее созданные, но «невостребованные» ценности, которые обо­гнали свое время.

Культурную основу общества образует общеразделяемая система ценно­стей, которая видоизменяется с его развитием. Без такой системы не может нор­мально существовать ни один народ. На основе фундаментальных ценностей формируются ценностные ориентации личности: ее важнейшие потребности, цели жизнедеятельности; т.е. культура не только интегрирует личность в социальную систему, но и прививает ей определенные интересы и цели. Общепринятые цен­ности прививаются добровольно или навязываются личности, что зависит от сте­пени развитости демократии в обществе. Таким образом, ценности как регулято­ры социальных связей могут объединять и разъединять людей.

Может наблюдаться и конфликт ценностей, относящихся к разным сферам общественной жизни (политика и нравственность, эко­номика и демократия). Конфликт между ценностями различных поколений, груп­повыми и общечеловеческими. Этот конфликт не препятствует сохранению общества (естественно, если он разрешается цивилизованными методами: не разрушаются церкви, памятники, не выбрасывают­ся из церковных зданий музеи и т.д.). Напротив, способствует его развитию.

Функции ценностей:

— критерий оценки реальной действительности,

— мотивация деятельности, поведения,

— определение смысла целенаправленной деятельности

— оптимизация форм социальных взаимодействий.

Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры