Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры — Субкультуры

Субкультуры


Любая культура — это система субкультур.

Одно из оснований субкультурных подсистем — ценностное, по этому основанию можно выделить элитарную, народную, массовую культуры.

Субкультуры — это двухсторонний процесс: приспособление к господ­ствующей (доминирующей) культуре; отклонение от нее.

Субкультуры (частичные, специальные) — культуры различных социаль­ных групп (возрастных, поселенческих, профессиональных, территориальных). Например, особые правила поведения, мода, манера общения, спин, жизни и др., т.е. различные ценности.

Субкультура объединяет группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).

Субкультура элитарная

Это сложная, высококачественная продукция. Главная функция: произ­водство социального порядка (в виде права, власти, структуры социальных ор­ганизаций); обоснование этого порядка соответствующей идеологией (религи­ей, философией, политической мыслью). Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации (подготовка священнослужителей, преподава­телей, военных и т.д.); высочайший уровень социальной притязательности личности (любовь к власти, богатству, славе и т.д.).

Это привело к созданию соответствующих учебных заведений (высших, дипломатических, политико-административного характера и др.).

Массовая культура

Массовая культура появилась на рубеже XIX—XX столетий.

Широкое распростране­ние массовой культуры стимулировала Научно-техническая революция. Теория массовой культуры возникает в 20-х годах XX в. в рамках доктрины массового общества, которая явилась своеобразной реакцией на теорию классовой борьбы. Согласно этой доктрине, классовая поляризация исче­зает и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «мас­са». Это не только количественная характеристика, но и качественная: обезличенность, преобладание чувства, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки, т.е. общество делится на массу (толпу) и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям.

В таком качестве человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под ее потребности, а массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.

За увлеченность Запада технической стороной прогресса в ущерб соци­альному прогрессу и приведшей к технократической направленности развития всей земной цивилизации, видимо, еще долго придется расплачиваться челове­честву, в первую очередь за бездуховность личности. Материальное благополу­чие западных стран не привело к их духовному расцвету. Материальная куль­тура этих стран, основанная на «благих» принципах индивидуализма, конку­ренции, разумного эгоизма, материальной заинтересованности, создания обще­ством одинаковых стартовых условий развития личности обусловила духовную деградацию человека.

Однако на основе современных открытий не произошло культурного взлета, более глубокой и эффективной социализации человека. Ожидания ока­зались нереализованными. Более того, культура начинает терять свою целостность и становится «мозаичной». Все большую роль в создании «картины ми­ра» простого человека играет сегодня то, что он получает из СМИ, особенно телевидения.

Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для того, чтобы канализировать энергию масс в сторону от социального протеста. Главная ее функция — развлекательно-компенсаторная. Это культу­ра, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой но объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день.

В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры — адаптивная. Причем в облегченном, поверхностном вари­анте. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса. При этом она не столько потребляется индивидом, сколько «потребляет» его самого, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры (например, бесконеч­ные боевики по ТВ).

Самое концентрированное воплощение массовой культуры — кич (хал­тура, штампы, безвкусица). Он возникает в период массовой урбанизации как ответ на запрос деревенского жителя, перебравшегося в город и лишенного своей привычной среды обитания. Задача кича — создавать иллюзию счастья. Социологи отметили тенденцию: повышение уровня жизни (материальной и масс-культурной) сопровождается уменьшением духов­ных запросов.

Бунт молодежи 1960-х гг. в Европе показал, что массовая культура воз­действует на индивида не очень эффективно, т.к. она безадресна, рассчитана сразу на всех. Был сделан вывод, что одни и те же общественные идеалы следует для различных социальных групп доводить различными способами.

Массовая культура начинает модифицироваться с учетом специальных характеристик различных групп, изменяются способы ее воздействия. Она ста­новится не только более избирательной, но используется как основной инстру­мент статусного потребления. Например, приобретение вещей не столько по причине их функциональности, сколько по причине престижности.

Массовая культура и ее усвоение — дело добровольное. Но сознательно, по коммерческим и идеологическим соображениям искусственно формируется и придерживается ее ажиотажный спрос (порожден-то он не продавцом, а покупателем). Массовая культура — это, в основном, наше собственное лицо.

Массовая культура — это новый, более высокий уровень стандартизации системы образов социальной адекватности «культурной компетенции» совре­менного человека, его социализации.

Массовая культура — эрзац-продукт специализированных «высших» об­ластей культуры. Она не порождает высших смыслов (собственных), лишь имитирует явления специализированной культуры, используя ее формы, неред­ко пародируя их.

Массовая культура порождается объективными процессами социальной модернизации общества. В целом, массовая культура — это вариант обыденной культуры городского населения.

Есть проблема: современная социальная культура усваивается достаточно полно только незначительной частью людей. Для многих современные знания почти недоступны, поэтому обществу требуется «перевод» транслируемой сложной информации высокоспециализированных областей культуры на уро­вень общественного понимания неподготовленных людей. Например, для детей в процессе их социализации сложный мир жизни взрослых преподносится, объ­ясняется в форме сказок. Для современного взрослого человека эту функцию интерпретации, своеобразного гида выполняет массовая культура. Она систе­матизирует громадный объем информации, прессует его и преподносит людям в форме готовых знаний-рецептов, решений и т.д. Массовая культура снижает психологическое напряжение от громадных информационных потоков на лю­дей в форме рекламы, «мыльных опер», идей, лозунгов и т.п.

Следовательно, структура общественного бытия задает человеку набор стандартных ситуаций, подобранных самими «гидами» по жизни (журналиста­ми, рекламными агентами, публичными политиками, режиссерами и т.д.). В мас­совой культуре все известно наперед: что правильно, что нет, что ценно, что нет.

Инфраструктура массовой культуры:

— Индустрия «субкультуры детства» (книжки, игрушки, учреждения, вос­питание и т.д.).

— Массовая общеобразовательная школа, формирующая массовые знания, формы поведения и т.п. СМИ (печатные, электронные).

— Система национальной (государственной) идеологии и пропаганды.

— Массовые политические, общественные движения.

— Индустрия развлекательного досуга.

— Индустрия оздоровительного досуга.

— Индустрия интеллектуальною досуга.

— Всевозможные словари, справочники, энциклопедии, блоки информация, Интернет.

Молодежная субкультура

В советском обществе считалось, что если оно движется к социальной однородности, то эта же тенденция присуща и культуре. Проявление своеобра­зия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, девиантное поведение, либо как подражание буржуазному Западу.

Другая точка зрения: эти «отклонения» представлялись как способ само­утверждения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя вни­мание. Появился новый термин «неформальные молодежные объединения».

Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов: от уровня образования, от возрасти, от места жительства. Неформальные молодежные объ­единения различаются по характеру социальной направленности, типу группо­вых ценностей, особенностей проведения досуга. Но в основном это развлека­тельная деятельность. Объединения, занятые общественно-полезной деятельно­стью (защита окружающей среды, охрана памятников культуры и др.), состав­ляют примерно 4%. Примерно 9% — группы девиантной (нередко преступной) деятельности.

Контркультура

Это комплекс, набор норм и ценностей конкретных социальных групп, противоречащих общекультурным нормам и ценностям в обществе.

Виды контркультур:

— тип протестующего мировоззрения, выливающийся в протестную деятельность (терроризм);

— альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему (хиппи, панки и др.);

— антитрадиционные формы художест­венного творчества. В начале XX в. русские и зарубежные нигилисты, авангар­дисты, в 1960-е гг. некоторые молодежные группировки, например, папки выступали за уничтожение современной культуры, которая, якобы, тормозит об­щественный прогресс.

Криминальная субкультура. Эта культура целенаправленного нарушения господствующих социальных порядков и идеологии (убийство, хулиганство, проституция, мошенничество, терроризм, нелегальное сектантство и др.)

Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры