Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры — Субкультуры
- Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры
- Формы анализа
- Связь с практикой. Этапы развития
- Функции и формы культуры
- Исторические типы культур
- Взаимосвязь понятий культура и общество
- Строение культуры
- Точное знание. Наука
- Основные подсистемы культуры
- Подсистема норм
- Уровни культуры
- Субкультуры
- Актуальная культура
Субкультуры
Любая культура — это система субкультур.
Одно из оснований субкультурных подсистем — ценностное, по этому основанию можно выделить элитарную, народную, массовую культуры.
Субкультуры — это двухсторонний процесс: приспособление к господствующей (доминирующей) культуре; отклонение от нее.
Субкультуры (частичные, специальные) — культуры различных социальных групп (возрастных, поселенческих, профессиональных, территориальных). Например, особые правила поведения, мода, манера общения, спин, жизни и др., т.е. различные ценности.
Субкультура объединяет группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка).
Субкультура элитарная
Это сложная, высококачественная продукция. Главная функция: производство социального порядка (в виде права, власти, структуры социальных организаций); обоснование этого порядка соответствующей идеологией (религией, философией, политической мыслью). Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации (подготовка священнослужителей, преподавателей, военных и т.д.); высочайший уровень социальной притязательности личности (любовь к власти, богатству, славе и т.д.).
Это привело к созданию соответствующих учебных заведений (высших, дипломатических, политико-административного характера и др.).
Массовая культура
Массовая культура появилась на рубеже XIX—XX столетий.
Широкое распространение массовой культуры стимулировала Научно-техническая революция. Теория массовой культуры возникает в 20-х годах XX в. в рамках доктрины массового общества, которая явилась своеобразной реакцией на теорию классовой борьбы. Согласно этой доктрине, классовая поляризация исчезает и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «масса». Это не только количественная характеристика, но и качественная: обезличенность, преобладание чувства, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки, т.е. общество делится на массу (толпу) и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям.
В таком качестве человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под ее потребности, а массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.
За увлеченность Запада технической стороной прогресса в ущерб социальному прогрессу и приведшей к технократической направленности развития всей земной цивилизации, видимо, еще долго придется расплачиваться человечеству, в первую очередь за бездуховность личности. Материальное благополучие западных стран не привело к их духовному расцвету. Материальная культура этих стран, основанная на «благих» принципах индивидуализма, конкуренции, разумного эгоизма, материальной заинтересованности, создания обществом одинаковых стартовых условий развития личности обусловила духовную деградацию человека.
Однако на основе современных открытий не произошло культурного взлета, более глубокой и эффективной социализации человека. Ожидания оказались нереализованными. Более того, культура начинает терять свою целостность и становится «мозаичной». Все большую роль в создании «картины мира» простого человека играет сегодня то, что он получает из СМИ, особенно телевидения.
Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для того, чтобы канализировать энергию масс в сторону от социального протеста. Главная ее функция — развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой но объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день.
В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры — адаптивная. Причем в облегченном, поверхностном варианте. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса. При этом она не столько потребляется индивидом, сколько «потребляет» его самого, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры (например, бесконечные боевики по ТВ).
Самое концентрированное воплощение массовой культуры — кич (халтура, штампы, безвкусица). Он возникает в период массовой урбанизации как ответ на запрос деревенского жителя, перебравшегося в город и лишенного своей привычной среды обитания. Задача кича — создавать иллюзию счастья. Социологи отметили тенденцию: повышение уровня жизни (материальной и масс-культурной) сопровождается уменьшением духовных запросов.
Бунт молодежи 1960-х гг. в Европе показал, что массовая культура воздействует на индивида не очень эффективно, т.к. она безадресна, рассчитана сразу на всех. Был сделан вывод, что одни и те же общественные идеалы следует для различных социальных групп доводить различными способами.
Массовая культура начинает модифицироваться с учетом специальных характеристик различных групп, изменяются способы ее воздействия. Она становится не только более избирательной, но используется как основной инструмент статусного потребления. Например, приобретение вещей не столько по причине их функциональности, сколько по причине престижности.
Массовая культура и ее усвоение — дело добровольное. Но сознательно, по коммерческим и идеологическим соображениям искусственно формируется и придерживается ее ажиотажный спрос (порожден-то он не продавцом, а покупателем). Массовая культура — это, в основном, наше собственное лицо.
Массовая культура — это новый, более высокий уровень стандартизации системы образов социальной адекватности «культурной компетенции» современного человека, его социализации.
Массовая культура — эрзац-продукт специализированных «высших» областей культуры. Она не порождает высших смыслов (собственных), лишь имитирует явления специализированной культуры, используя ее формы, нередко пародируя их.
Массовая культура порождается объективными процессами социальной модернизации общества. В целом, массовая культура — это вариант обыденной культуры городского населения.
Есть проблема: современная социальная культура усваивается достаточно полно только незначительной частью людей. Для многих современные знания почти недоступны, поэтому обществу требуется «перевод» транслируемой сложной информации высокоспециализированных областей культуры на уровень общественного понимания неподготовленных людей. Например, для детей в процессе их социализации сложный мир жизни взрослых преподносится, объясняется в форме сказок. Для современного взрослого человека эту функцию интерпретации, своеобразного гида выполняет массовая культура. Она систематизирует громадный объем информации, прессует его и преподносит людям в форме готовых знаний-рецептов, решений и т.д. Массовая культура снижает психологическое напряжение от громадных информационных потоков на людей в форме рекламы, «мыльных опер», идей, лозунгов и т.п.
Следовательно, структура общественного бытия задает человеку набор стандартных ситуаций, подобранных самими «гидами» по жизни (журналистами, рекламными агентами, публичными политиками, режиссерами и т.д.). В массовой культуре все известно наперед: что правильно, что нет, что ценно, что нет.
Инфраструктура массовой культуры:
— Индустрия «субкультуры детства» (книжки, игрушки, учреждения, воспитание и т.д.).
— Массовая общеобразовательная школа, формирующая массовые знания, формы поведения и т.п. СМИ (печатные, электронные).
— Система национальной (государственной) идеологии и пропаганды.
— Массовые политические, общественные движения.
— Индустрия развлекательного досуга.
— Индустрия оздоровительного досуга.
— Индустрия интеллектуальною досуга.
— Всевозможные словари, справочники, энциклопедии, блоки информация, Интернет.
Молодежная субкультура
В советском обществе считалось, что если оно движется к социальной однородности, то эта же тенденция присуща и культуре. Проявление своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, девиантное поведение, либо как подражание буржуазному Западу.
Другая точка зрения: эти «отклонения» представлялись как способ самоутверждения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Появился новый термин «неформальные молодежные объединения».
Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов: от уровня образования, от возрасти, от места жительства. Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности, типу групповых ценностей, особенностей проведения досуга. Но в основном это развлекательная деятельность. Объединения, занятые общественно-полезной деятельностью (защита окружающей среды, охрана памятников культуры и др.), составляют примерно 4%. Примерно 9% — группы девиантной (нередко преступной) деятельности.
Контркультура
Это комплекс, набор норм и ценностей конкретных социальных групп, противоречащих общекультурным нормам и ценностям в обществе.
Виды контркультур:
— тип протестующего мировоззрения, выливающийся в протестную деятельность (терроризм);
— альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему (хиппи, панки и др.);
— антитрадиционные формы художественного творчества. В начале XX в. русские и зарубежные нигилисты, авангардисты, в 1960-е гг. некоторые молодежные группировки, например, папки выступали за уничтожение современной культуры, которая, якобы, тормозит общественный прогресс.
Криминальная субкультура. Эта культура целенаправленного нарушения господствующих социальных порядков и идеологии (убийство, хулиганство, проституция, мошенничество, терроризм, нелегальное сектантство и др.)