Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры — Исторические типы культур
- Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры
- Формы анализа
- Связь с практикой. Этапы развития
- Функции и формы культуры
- Исторические типы культур
- Взаимосвязь понятий культура и общество
- Строение культуры
- Точное знание. Наука
- Основные подсистемы культуры
- Подсистема норм
- Уровни культуры
- Субкультуры
- Актуальная культура
Исторические типы культур
В ходе развития общечеловеческой культуры можно выделить этапы доминирования мифологической, космологической, антропологической и технологической культур, выражающих специфические позиции человека и социальной организации по отношению к природному окружению.
Мифологическая, религиозная культура
Первым общеисторическим типом культуры предстает мифологическая, или культура архаичной эпохи. В древних архаических обществах мир воспринимался как единое живое существо — одушевление, одухотворение. В архаических обществах мир понимался как упорядоченный микрокосмос, за пределами которого представало неизвестное, хаотичное. Для архаического человека не существовало принципиальной разницы между человеческим и природным. Древний человек стремился как понять саму природу, так и сделать себя понятным ей. Мир представал человечески-природным единством, пронизанным высшими таинственными силами.
Однако со временем, с развитием знаний человеческая мысль поднимается до осознания того, что весь мир богов — это порождение человеческого сознания.
Ксенофан из Колофона, VI в. до н.э., говорит о том, что боги — это ничто иное, как измышления человека. Каковы сами люди, таковы и их небесные покровители:
Если бы руки имели быки, или львы, или кони,
Если б писать, точно люди, умели они что угодно, —
Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий
Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы
С тою породой, к какой он и сам на земле сопричислен.
…
Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы,
Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы.
— БОГИ,
— ГЕРОИ (Гильгамеш — на две трети бог, у Гесиода — наполовину далее просто выдающийся человек). Герой (прежде всего культурный) передает людям все ценности. Прометей (огонь, ремесла, письмо...) Герой основывает царства и города.
— ЛЮДИ.
Космологическая культура
Эта культура сопровождала развитие древних цивилизаций: китайской, индийской, египетской, греческой, римской и др.
В космологической культуре на первый план выдвигалось:
— единство, структурированность, системность космоса;
— единство человека и природы (человек — часть космоса), связь между ними, связь между духовным миром человека и космоса в целом (Микрокосм, Макрокосм).
Представления об изначальном единстве человеческого рода и природы, включенности человека в мир со временем оформлялось в концепцию естественного происхождения общества и государства. Идеи о гармонии космического мироздания и духовной жизни вошли в основу восточных религиозно-философских систем.
Древневосточные традиции несли в своей основе представления о мире как живом организме, в котором связаны все процессы организма, мельчайшие нарушения порядка вещей выступали в качестве причин, способных вызвать значительные несчастья.
Однако уже в рамках космологической культуры становление урбанизированных процессов, все большее преобразование нетронутой когда-то природы во вторую природу приводило к усилению антагонизмов в общественной жизни и возрастанию противоречий человека с первой (живой) природой, например, охота с выжиганием лесных массивов, строительство жилища из костей крупных животных.
Оценивая в ретроспективе тупиковость развития ряда земных цивилизаций, есть убеждение, что многие цивилизации погибли из-за неспособности перейти к более оптимальным, опосредованным отношениям с природным окружением. Например, Майя, острова Пасхи и др.
Антропологическая культура
Ее начало было положено эпохой Возрождения. В этот период выдвигаются положения доступности человеческому познанию всех явлений и закономерностей окружающего мира. Формируется позиция антропоцентризма, в соответствии с которой человек рассматривается как центр познания и деятельности. Представления о гармонии всего мира ограничиваются теперь утверждениями гармоничности только человека. На первый план выходят его способности, могущество. Природа — это только косная материя, человек — центр мироздания, природа становится его фоном. Человек — творец, вносящий гармонию в окружающий его мир.
Антропологическая культура противопоставляет человека и мир природы. Преобладает прагматический мотив во взаимодействии с этим миром (например, О. Конт предлагал уничтожить всякую для промышленности бесполезную жизнь на земле).
Технологическая культура
В XX в. вторжение человека в ход естественных процессов принимает невиданные масштабы. В технологической культуре происходит овладение человеком мощнейшими техническими средствами, формируется ориентация на непрерывный рост технологического потенциала. Технологическая культура динамична. Она исходит из постоянного совершенствования техники и технологии на основе непрерывного роста научного знания.
Технологическая культура вступает в конфликт с культурной традицией человечества и закономерно ведет к глобальному кризису.
Эволюция представлений о человеке и его культуре:
— Человек порожден богами. Его культура передана ему посредниками (героями).
— Человек, как и природа, порожден Богом, его культура — продолжение эстафеты творения, но теперь она осуществляется руками человека.
— Человек есть результат естественно-природного развития. Его культура — подражание природе.
— Человек есть вершина эволюции («царь природы»), развитие природы во все большей мере начинает осуществляться его руками.