Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры — Исторические типы культур

Исторические типы культур


В ходе развития общечеловеческой культуры можно выделить этапы до­минирования мифологической, космологической, антропологической и техно­логической культур, выражающих специфические позиции человека и социаль­ной организации по отношению к природному окружению.

Мифологическая, религиозная культура

Первым общеисторическим типом культуры предстает мифологическая, или культура архаичной эпохи. В древних архаических обществах мир воспри­нимался как единое живое существо — одушевление, одухотворение. В архаи­ческих обществах мир понимался как упорядоченный микрокосмос, за преде­лами которого представало неизвестное, хаотичное. Для архаического человека не существовало принципиальной разницы между человеческим и природным. Древний человек стремился как понять саму природу, так и сделать себя понятным ей. Мир представал человечески-природным единством, пронизанным высшими таинственными силами.

Однако со временем, с развитием знаний человеческая мысль поднимается до осознания того, что весь мир богов — это порождение человеческого сознания.

Ксенофан из Колофона, VI в. до н.э., говорит о том, что боги — это ничто иное, как измышления человека. Каковы сами люди, таковы и их небесные покровители:

Если бы руки имели быки, или львы, или кони,

Если б писать, точно люди, умели они что угодно, —

Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий

Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы

С тою породой, к какой он и сам на земле сопричислен.

Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы,

Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы.

— БОГИ,

— ГЕРОИ (Гильгамеш — на две трети бог, у Гесиода — наполовину далее просто выдающийся человек). Герой (прежде всего культурный) передает людям все ценности. Прометей (огонь, ремесла, письмо...) Герой основывает царства и города.

— ЛЮДИ.

Космологическая культура

Эта культура сопровождала развитие древних цивилизаций: китайской, индийской, египетской, греческой, римской и др.

В космологической культуре на первый план выдвигалось:

— единство, структурированность, системность космоса;

— единство че­ловека и природы (человек — часть космоса), связь между ними, связь между духовным миром человека и космоса в целом (Микрокосм, Макрокосм).

Представления об изначальном единстве человеческого ро­да и природы, включенности человека в мир со временем оформлялось в концепцию естественного происхож­дения общества и государства. Идеи о гармонии космического мироздания и духовной жизни вошли в основу восточных религиозно-философских систем.

Древневосточные традиции несли в своей основе представления о мире как живом организме, в котором связаны все процессы организма, мельчайшие нарушения порядка вещей выступали в качестве причин, способных вызвать значительные несчастья.

Однако уже в рамках космологической культуры становление урбанизи­рованных процессов, все большее преобразование нетронутой когда-то приро­ды во вторую природу приводило к усилению антагонизмов в общественной жизни и возрастанию противоречий человека с первой (живой) природой, на­пример, охота с выжиганием лесных массивов, строительство жилища из кос­тей крупных животных.

Оценивая в ретроспективе тупиковость развития ряда земных цивилиза­ций, есть убеждение, что многие цивилизации погибли из-за неспособности пе­рейти к более оптимальным, опосредованным отношениям с природным окру­жением. Например, Майя, острова Пасхи и др.

Антропологическая культура

Ее начало было положено эпохой Возрождения. В этот период выдвига­ются положения доступности человеческому познанию всех явлений и законо­мерностей окружающего мира. Формируется позиция антропоцентризма, в со­ответствии с которой человек рассматривается как центр познания и деятельно­сти. Представления о гармонии всего мира ограничиваются теперь утвержде­ниями гармоничности только человека. На первый план выходят его способно­сти, могущество. Природа — это только косная материя, человек — центр ми­роздания, природа становится его фоном. Человек — творец, вносящий гармонию в окружающий его мир.

Антропологическая культура противопоставляет человека и мир приро­ды. Преобладает прагматический мотив во взаимодействии с этим миром (на­пример, О. Конт предлагал уничтожить всякую для промышленности бесполез­ную жизнь на земле).

Технологическая культура

В XX в. вторжение человека в ход естественных процессов принимает невиданные масштабы. В технологической культуре происходит овладение че­ловеком мощнейшими техническими средствами, формируется ориентация на непрерывный рост технологического потенциала. Технологическая культура динамична. Она исходит из постоянного совершенствования техники и техно­логии на основе непрерывного роста научного знания.

Технологическая культура вступает в конфликт с культурной традицией человечества и закономерно ведет к глобальному кризису.

Эволюция представлений о человеке и его культуре:

— Человек порожден богами. Его культура передана ему посредниками (героями).

— Человек, как и природа, порожден Богом, его культура — продолжение эстафеты творения, но теперь она осуществляется руками человека.

— Человек есть результат естественно-природного развития. Его культура — подражание природе.

— Человек есть вершина эволюции («царь природы»), развитие природы во все большей мере начинает осуществляться его руками.

Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры