Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры — Точное знание. Наука
- Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры
- Формы анализа
- Связь с практикой. Этапы развития
- Функции и формы культуры
- Исторические типы культур
- Взаимосвязь понятий культура и общество
- Строение культуры
- Точное знание. Наука
- Основные подсистемы культуры
- Подсистема норм
- Уровни культуры
- Субкультуры
- Актуальная культура
Точное знание. Наука
Всякая наука мифологична, но это не означает, что она тождественна мифу. Наука может быть немифологичной. Но такая наука является совершенно абстрактной и отвлеченной, то есть представляет собой систему логических и математических закономерностей, и ее можно назвать чистой наукой, «наукой-в-себе».
Поэтому борьба науки с мифологией — это всегда по существу борьба одной мифологии с другой. Наука представляет собой не строго рациональное исследование, совпадающее с собственным идеальным образом, а не что иное, как миф и ритуал.
Так, в 1970 году американский историк науки Т. Кун выпустил книгу «Структура научных революций» [50], где представил борьбу направлений в науке как борьбу «научных парадигм», т.е. мифологий.
Суть концепции Куна заключается в следующем. В развитии науки чередуются бурные, но сравнительно краткие периоды научных революций и сравнительно протяженные, спокойные, стабильные периоды существования так называемой нормальной науки. Нормальная наука зиждется на великих образцах — парадигмах. Как правило, в качестве парадигм выступают великие исследования, или серии исследований, или исследовательские проекты, ставшие образцом для работы многих других ученых, даже поколений ученых. Методологически все исследования строятся по парадигматическому образцу. Эксперименты организуются так же, как они были организованы в «образцовом» исследовании. Факты, на которые направлено внимание ученых,— те же факты, которыми занимался «отец» парадигмы. И так далее, и тому подобное. «Нормальная наука», то есть наука спокойного, стабильного периода, представляет собой по существу воспроизведение того, что было однажды сделано и признано великим.
Но в какой-то момент обнаруживается факт, не укладывающийся в принятую и признанную парадигмой модель реальности. Для ученого здесь возможны два пути. Первый, кстати, в реальной жизни науки, наиболее распространенный, заключается в том, что ученого заставляют замолчать. Это делается при помощи денег, льгот, административных привилегий либо путем усиления административного давления, вплоть до применения физического насилия. И факт как будто перестает существовать. Вариантом этого решения проблемы является просто замалчивание аномального факта. Кто знаком с нравами научного сообщества, знает, как просто это сделать. Тогда аномальный факт тоже как бы перестает существовать, и нормальная наука спокойно развивается далее.
Второй путь ведет к совсем иному результату. Либо аномальные факты оказываются столь вопиющими, что замолчать их не удается, либо «возмутитель спокойствия» мужествен и мощен настолько, что в состоянии пробить воздвигаемые парадигмой бастионы, либо все уже фактически (но пока не формально) только ждут ее крушения — неважно почему, но альтернативные факты получают громкую огласку, тема начинает разрабатываться и кем-то осуществляется то, что Кун называет экстраординарным исследованием (экстраординарное в том смысле, что оно разрушает парадигмальные каноны и закладывает основы новой парадигмы).
С этого момента к ломке старого дома — старой парадигмы — приступают все. Так начинается период научной революции — время крушения авторитетов, школ, институтов, моделей и методологий, теорий, мировоззрений, образов мира. Одновременно усиливается влияние новой парадигмы, возникшей на основе экстраординарного исследовательского достижения. Вокруг новых авторитетов собираются сторонники, формируется школа. Постепенно накал страстей спадает, и развитие снова вступает в стадию нормальной науки, но уже на новой парадигмальной основе.
ИТАК:
Знаковая коммуникация формирует систему символов, понятий, посредством которых аккумулируются и передаются из поколения в поколение культурные ценности.
Для успешного взаимодействия, согласования и координирования совместных действий люди должны придерживаться единой системы символов и значений, общих ценностей. Язык разрабатывает и определяет эти понятия. Он поддерживает сплоченность общества, координирует действия людей, обобщает их опыт. Язык настолько связан с культурой, что ее изменение ведет к изменению языка и наоборот.
Знаковая система коммуникации формирует образцы и эталоны действий.
Для того, чтобы люди понимали друг друга, ориентировались в конкретных ситуациях и обстоятельствах, взаимодействовали в повседневной жизни, они должны соблюдать выработанные обществом условия и требования. Только это обеспечивает предсказуемость поведения, общественную значимость результатов деятельности, наконец, возможность «конвертирования» результатов индивидуальных действий в предметы непосредственного потребления. Другими словами, возможность обеспечения жизнедеятельности как общества в целом, так и любого, включенного в систему его культуры индивида посредством механизмов распределения и обмена.
Образцы и эталоны реализуются в социальных ролях. Взаимодействуют не особи, но типизированные социальные и ролевые единицы (учитель-ученик, начальник-подчиненный, политический лидер-электорат и т.д.)