Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры — Функции и формы культуры
- Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры
- Формы анализа
- Связь с практикой. Этапы развития
- Функции и формы культуры
- Исторические типы культур
- Взаимосвязь понятий культура и общество
- Строение культуры
- Точное знание. Наука
- Основные подсистемы культуры
- Подсистема норм
- Уровни культуры
- Субкультуры
- Актуальная культура
Функции и формы культуры
— Гносеологическая (познавательная) функция. Культура стремится дать целостную картину мира, показать место и роль личности в этом мире. Она является средством познания и самопознания общества, социальной группы, самого человека. Культура определяет систему знаний, обобщает социальный опыт общностей, на основе чего создается конкретная модель социального мира и места человека в нем. В силу этого культура предстает не просто отражением действительности, но и формирующим ее началом.
— Интегрирующая функция. Культура интегрирует знания, выработанные предшествующими поколениями, обеспечивает формирование определенного подхода к явлениям социокультурной практики общества, транслируя социальный опыт поколений, она обеспечивает связь времен (прошлого, настоящего, будущего).
— Ценностно-ориентационная функция. Культура создает определенную систему координат (совокупность жизненных ценностей), в которых существует и на которые ориентируется человек.
— Нормативно-регулирующая функция. Культура выступает средством социального контроля за индивидами, социальными группами.
— Оценочная функция. Культура определяет содержание человеческой деятельности, поведение личности в социальной жизни и дает конкретную оценку на основе социальных интересов различного рода ценностей и норм по ведения (социальных, экономических, политических, правовых, нравственных).
— Социально-организационная функция. Определяет принципы организации и управления жизнью общества. Культура является организующей формой общественной жизни, она побуждает, стимулирует и направляет человеческое поведение.
— Коммуникативная функция социального общения, обеспечивающая взаимодействие и адекватность взаимопонимания между социальными общностями.
— Программно-целевая функция. Культура показывает цели, способствует разработке субъектами программ их достижения, в целом определяет преобразование, функционирование и развитие общества в истории человечества.
— Прогнозирующая (футурологическая) функция. Культура моделирует будущее развитие общества. Дает представления об оптимальном его устройстве, к которому необходимо стремиться.
— Главная из всех функции — гуманистическая (человекотворческая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Культура — это целостное образование, но оно предстает в разных формах, регулирующих взаимоотношения человека со средой его обитания отношения людей друг к другу, их поведение и деятельность, их идеи и ценности:
— материальная,
— социальная,
— духовная.
Материальная культура — совокупность материальных ценностей; культура производства материальных благ, культура быта, т.е. материальная культура — все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению его потребностей для дальнейшего существования; его техническая, технологическая сторона жизнедеятельности.
Социальная культура — отношение людей друг к другу, система их статусов, ролей, а также взаимодействие социальных институтов, это живая человеческая деятельность по их формированию, распространению, сохранению и развитию. Социальная культура — это характерный для каждого человека, социальной общности, общества как системы образ действий, проникающий во все сферы, виды человеческой жизнедеятельности. Именно взаимодействие людей посредством деятельности и символизма (информирование словом, знаком, символом) осуществляет взаимосвязь, взаимозависимость материальной и духовной культур.
Духовная культура — субъективные аспекты жизни: идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения людей. Духовная культура: виды, формы и уровни общественного сознания (идеи, язык, обычаи, знания, нормы, которые люди создают, а затем поддерживают); культурные системы (образования, воспитания, учреждения культуры); виды, формы познания (религия, наука, литература, искусство, нравственность). Духовная культура характеризует уровень, глубину познания природы, общества, человека.
Между этими формами существуют промежуточные культуры: религиозная, светская, экологическая, физическая и др.
По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного автора, элитарную, создаваемую профессионалами, и массовую.
По степени восприятия и роли культура подразделяется на общепризнаваемую (необходимую для всего общества) и субкультуры (т.е. культуру конкретных социальных общностей). Четкой, фиксированной границы между разновидностями культуры нет. Она всегда многовариантна, но ее модель задается новыми потребностями, целями социальных общностей, общества в целом.
Таким образом, культура внутренне неоднородна. Она состоит из многоуровневых моделей, это вызвано многообразием форм изменяющегося общества. При этом подсистемы культуры соотносятся не по принципу соподчиненности (это невозможно), а по принципу дополнительности. Все культуры необходимы, полноценны и не взаимозаменяемы.
В этом случае ясно прослеживается взаимосвязь между социальной структурой и социальным заказом на определенный тип поведения и функционирования культурных подсистем. Единая человеческая культура складывается из множества различных культур (без которых она была бы неполной), каждая из них вносит вклад в общую.
При этом социология культуры имеет свою относительно самостоятельную область, которая позволяет объединить все элементы культуры в единую систему на различных уровнях. Т.е. на уровнях:
— личности,
— социальной группы,
— социальной общности,
— общества в целом.
Социология культуры — это механизм, средство, регулирующие и обеспечивающие взаимосвязь между людьми. Это конкретная информационная система, которая обеспечивает единство реакции личности, социальной группы, общности на ключевые факторы развития общества и заставляет их действовать адекватным образом.
При этом единая норма реакции — это:
— единый образ ответных действий,
— единое время формирования единого образа действий.
Материальная, духовная, социальная культуры тесно взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга свое влияние. Вместе с тем, каждая из них развивается своими темпами и соотношение между ними постоянно меняется. Например, информационный век уже наступил, но люди в основном продолжают пользоваться представлениями индустриального общества. В частности, оценивают новые услуги мерками массового товарного производства, ограничивают возможности информационного обмена. Они отстаивают прежние социальные стандарты, технология как бы отрывается от сложившейся культуры.
Одновременно можно отметить и противоположную тенденцию. Так, христианские заповеди были сформулированы как система духовно-нравственных принципов основных форм жизнедеятельности людей 2 тыс. лет назад, но до сих пор не сформировалось такое общество, хотя материальные предпосылки для него были.
Т. Парсонс разводил социальные и культурные факторы. Под социальными он понимал реальную социальную жизнь (процессы, события, факты). Культурные — это то, как люди воображают социальную жизнь, или их представления о реальности. Например, в западном обществе это свобода, демократия, личность и др.
Производство и социальные отношения выполняют функцию дестабилизации разрушения стереотипов, продвижения общества вперед. Культура выполняет функцию обеспечения трансляции, наследования, стабилизации, консервации общественных отношений.
Культура — особый регулятивный механизм общества, средство его адаптации к среде обитания, инструмент значительного увеличения приспособительных возможностей человека по сравнению со всем остальным живым миром.
В рамках культуры социальные общности вырабатывают самые различные способы разрешения многообразных экологических и социальных противоречий.
Культура неразрывно связана с мышлением и деятельностью человека. Она выявляет место человека в природе, определяет границы его возможного вмешательства в процессы окружающей среды.