Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры — Функции и формы культуры

Функции и формы культуры

— Гносеологическая (познавательная) функция. Культура стремится дать целостную картину мира, показать место и роль личности в этом мире. Она яв­ляется средством познания и самопознания общества, социальной группы, самого человека. Культура определяет систему знаний, обобщает социальный опыт общностей, на основе чего создается конкретная модель социального мира и места человека в нем. В силу этого культура предстает не просто отражением действительности, но и формирующим ее началом.

— Интегрирующая функция. Культура интегрирует знания, выработан­ные предшествующими поколениями, обеспечивает формирование определенного подхода к явлениям социокультурной практики общества, транслируя социальный опыт поколений, она обеспечивает связь времен (прошлого, настоя­щего, будущего).

— Ценностно-ориентационная функция. Культура создает определенную систему координат (совокупность жизненных ценностей), в которых существует и на которые ориентируется человек.

— Нормативно-регулирующая функция. Культура выступает средством социального контроля за индивидами, социальными группами.

— Оценочная функция. Культура определяет содержание человеческой деятельности, поведение личности в социальной жизни и дает конкретную оценку на основе социальных интересов различного рода ценностей и норм по­ ведения (социальных, экономических, политических, правовых, нравственных).

— Социально-организационная функция. Определяет принципы организа­ции и управления жизнью общества. Культура является организующей формой общественной жизни, она побуждает, стимулирует и направляет человеческое поведение.

— Коммуникативная функция социального общения, обеспечивающая взаимодействие и адекватность взаимопонимания между социальными общностями.

— Программно-целевая функция. Культура показывает цели, способствует разработке субъектами программ их достижения, в целом определяет преобразование, функционирование и развитие общества в истории человечества.

— Прогнозирующая (футурологическая) функция. Культура моделирует будущее развитие общества. Дает представления об оптимальном его устройст­ве, к которому необходимо стремиться.

— Главная из всех функции — гуманистическая (человекотворческая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

Культура — это целостное образование, но оно предстает в разных формах, регулирующих взаимоотношения человека со средой его обитания отношения людей друг к другу, их по­ведение и деятельность, их идеи и ценности:

— материальная,

— социальная,

— духовная.

Материальная культура — совокупность материальных ценностей; куль­тура производства материальных благ, культура быта, т.е. материальная куль­тура — все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обита­ния, к удовлетворению его потребностей для дальнейшего существования; его техническая, технологическая сторона жизнедеятельности.

Социальная культура — отношение людей друг к другу, система их ста­тусов, ролей, а также взаимодействие социальных институтов, это живая человеческая деятельность по их формированию, распространению, сохранению и развитию. Социальная культура — это характерный для каждого человека, социальной общности, общества как системы образ действий, проникающий во все сферы, виды человеческой жиз­недеятельности. Именно взаимодействие людей посредством деятельности и символизма (информирование словом, знаком, символом) осуществляет взаи­мосвязь, взаимозависимость материальной и духовной культур.

Духовная культура — субъективные аспекты жизни: идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения людей. Духовная культура: виды, формы и уровни общественного сознания (идеи, язык, обычаи, знания, нормы, которые люди создают, а затем поддерживают); культурные системы (образования, воспитания, учреждения культуры); виды, формы позна­ния (религия, наука, литература, искусство, нравственность). Духовная культура характеризует уровень, глубину познания природы, общества, человека.

Между этими формами существуют промежуточные культуры: религиоз­ная, светская, экологическая, физическая и др.

По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникаю­щую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного автора, эли­тарную, создаваемую профессионалами, и массовую.

По степени восприятия и роли культура подразделяется на общепризнаваемую (необходимую для всего общества) и субкультуры (т.е. культуру кон­кретных социальных общностей). Четкой, фиксированной границы между раз­новидностями культуры нет. Она всегда многовариантна, но ее модель задается новыми потребностями, целями социальных общностей, общества в целом.

Таким образом, культура внутренне неоднородна. Она состоит из много­уровневых моделей, это вызвано многообразием форм изменяющегося общест­ва. При этом подсистемы культуры соотносятся не по принципу соподчиненности (это невозможно), а по принципу дополнительности. Все культуры необхо­димы, полноценны и не взаимозаменяемы.

В этом случае ясно прослеживается взаимосвязь между социальной структурой и социальным заказом на определенный тип поведения и функцио­нирования культурных подсистем. Единая человеческая культура складывается из множества различных культур (без которых она была бы неполной), каждая из них вносит вклад в общую.

При этом социология культуры имеет свою относительно самостоятель­ную область, которая позволяет объединить все элементы культуры в единую систему на различных уровнях. Т.е. на уровнях:

— личности,

— социальной группы,

— социальной общности,

— общества в целом.

Социология культуры — это механизм, средст­во, регулирующие и обеспечивающие взаимосвязь между людьми. Это конкретная информационная система, которая обеспечивает единство реакции личности, социальной группы, общности на ключевые факторы развития общества и заставляет их действовать адекватным образом.

При этом единая норма реакции — это:

— единый образ ответных действий,

— единое время формирования единого образа действий.

Материальная, духовная, социальная культуры тесно взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга свое влияние. Вместе с тем, каждая из них развивается своими темпами и соотношение между ними постоянно меняется. Например, информационный век уже наступил, но люди в основном продолжают пользоваться представлениями индустриального обще­ства. В частности, оценивают новые услуги мерками массового товарного про­изводства, ограничивают возможности информационного обмена. Они отстаи­вают прежние социальные стандарты, технология как бы отрывается от сло­жившейся культуры.

Одновременно можно отметить и противоположную тенденцию. Так, христианские заповеди были сформулированы как система духовно-нравственных принципов основных форм жизнедеятельности людей 2 тыс. лет назад, но до сих пор не сформировалось такое общество, хотя материальные предпосылки для него были.

Т. Парсонс разводил социальные и культурные факторы. Под социальны­ми он понимал реальную социальную жизнь (процессы, события, факты). Культурные — это то, как люди воображают социальную жизнь, или их пред­ставления о реальности. Например, в западном обществе это свобода, демокра­тия, личность и др.

Производство и социальные отношения выполняют функцию дестабили­зации разрушения стереотипов, продвижения общества вперед. Культура вы­полняет функцию обеспечения трансляции, наследования, стабилизации, кон­сервации общественных отношений.

Культура — особый регулятивный механизм общества, средство его адаптации к среде обитания, инструмент значительного увеличения приспосо­бительных возможностей человека по сравнению со всем остальным живым миром.

В рамках культуры социальные общности вырабатывают самые различные способы разрешения многообразных экологических и социальных противоречий.

Культура неразрывно связана с мышлением и деятельностью человека. Она выявляет место человека в природе, определяет границы его возможного вмешательства в процессы окружающей среды.

Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры