Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры — Строение культуры

Строение культуры


ЗНАКОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Культура — это самопроизводящаяся система. Она сохраняет себя и развива­ется, организует ценностный мир человека, делает его своим хранителем и творцом. Человеческая жизнь становится возможной только если она включена в эту систему, наполнена культурным смыслом.

Основным средством общения и формирования, трансляции и усвоения общезначимой информации, социального опыта, ценностей является знаковая система коммуникации. Первоосновой любой культуры является понятийно-логический аппарат, именно посредством его человек по­знает окружающий мир. Культура может распространяться жестом, образом, мимикой, танцем, то есть системой знаков. Но язык — это ее ключевое звено, основной ретранслятор культуры.

Включение индивида в систему культуры происходит на основе:

— речевого общения (обмен информацией, научение);

— физических действий (индивид видит, что делают другие и воспроизводит чужие действия).

Знаковое общение реализуется:

— в мифотворчестве,

— знаниях,

— убеждениях.

МИФ, МИФОТВОРЧЕСТВО

Миф — это не фантастический вымысел, но форма осмысления действительности. Как любая форма познания он воздействует на реальность, создавая или разрушая ее. Миф заполняет собой все интеллектуальное пространство, не заполненное точным знанием, наукой.

Он пытается дать объяснение тому, чему нет ответа в научной доказательной форме. Поэтому мифотворчество является постоянной компонентой познания. Одна из его распространенных разновидностей проявляется на экзамене, когда не знающий ответа студент пытается построить его, скрепляя собственными фантазиями обрывки точного знания.

Миф — это преобразованная системой условных предположений действительность. При этом мифологическая действительность часто силь­нее, жизненней, чем действительность, объясненная наукой.

До некоторой степени миф противостоит науке, однако было бы ошибкой абсолютизировать противоположность между ними. Миф не есть примитивная наука, пред-наука или до-наука. Бессмысленно говорить, что современная наука появляется из мифа, а затем, развиваясь, побеждает миф. Наука и миф — это просто различные функции жизни.

Это видно уже из того, что миф не занимается предсказанием, прогнозом. Основная же задача научного знания — прогноз.

Они не связаны отношениями преемственности, однако взаимодействие между ними наблюда­ется. Так, сама наука мифологична, ибо строится на предположениях. Ни одна теория не в состоянии объяснить все факты, поэтому всегда остается необходимость введения новых предположений (гипотез), рождения новых концепций. Те из них, которые в результате борьбы идей признаются научным сообществом становятся наукой. преодоленные взгляды ока­зываются мифом, т.е. она, оказывается, руководствовалась ложными представ­лениями о реальности.

Так, например, мифом оказывался «теплород», «светоносный эфир», концепция «социального договора» Руссо и многие другие теории, ранее выступавшие как краеугольные камни научных представлений.

Дифференциация мифов

Мифы разделяются на:

теогонические (от греческого «теос» — бог + «гония» — рождение) Теогония, — название поэмы Гесиода), изображающие рождение и возникновение богов,

космогонические, (от греч. «Космос» + «гония») где описывается возникновение мира благодаря действиям богов,

космологические, описывающие устройство и развитие мира,

— антропологические, повествующие о сотворении человека, его сущности и предназначенной им богами судьбе,

сотериологические (от греческого спасение), связанные с искуплением, достигнутым через смерть и воскресение Иисуса Христа, и имеющие своей темой спасение человека, и

эсхатологические (от греческого эсхатос — последний), учение о конечной судьбе мира и человека. Во многих религиозных учениях отчетливо выражена идея посмертного воздаяния или возмездия человеку. Египетская Книга Мертвых, шумеро-аккадское предание о путешествии Ут-Напишти в землю, лежащую за «водами смерти», описание посещения царства мертвых Энеем у Вергилия (Энеида), основанное на аналогичном эпизоде посещения Аида Одиссеем в Одиссее Гомера, Божественная комедия Данте и тибетская Книга мертвых — наиболее яркие примеры.

В более широком смысле под мифом понимается изображение метафизических связей природной и человеческой жизни, собранное из элементов реальности и использующее эти элементы как символы божественных и метафизических сил и субстанций, причем сущность явлений изображается в образах, а не в понятиях; таковы созданные Платоном мифы, при помощи которых он мог легче, ярче и в более доступной форме выразить свои метафизические идеи.

1.2. СИМВОЛ

Символ сжимает миф в своеобразную точку. Он может быть представлен любым знаком:

— предметом (крест, знамя, герб, обручальное кольцо);

— жестом (пионерский салют, воинское отдание чести, двое- или троеперстие);

— словом (Credo)...

Но в отличие от обычного знака его смысл не раскрывается наличным существованием какого-то предмета, явления, процесса. Он раскрывается только в мифе. Значение символа доступно только посвященным, он формирует относительно замкнутые сообщества (пионеры, масоны, верующие, включая сектантов). Код доступа к нему делит людей на «своих» и «чужих».

1.3. РИТУАЛ

Это — устойчивая последовательность действий, имею­щая церемониальный характер. При этом предполагается, что ритуал — лишь формальная процедура, то есть ценности и смыслы, приписываемые ритуальному действию, не являются поистине ценностями и смыслами индивида, осуществляющего ритуал. Поэтому и говорят: «для него (нее) это только ритуал», «все это только ритуал», подразумевая если не прямое лицемерие и притворство индивида, то во всяком случае несоответствие его внешнего поведения и внутреннего мира, каким он должен выразиться в поведении.

Это предписываемой традицией стандартизированный набор действий, которые совершаются совер­шаемый в социально значимой ситуации (например, знакомство, ухаживание). Наиболее известная сегодня форма ритуала — этикет:

— повседневный (здравствуйте, пожалуйста...),

— деловой,

— гостевой,

— дипломатический (церемониал и протокол),

—др.;

Практически все взаимодействия людей, социальных групп ритуализированы. Чем выше уровень культуры, тем большее значение придается ритуалам. Их нарушение — вызов, знак угрозы.

Ритуал представляет собой знак, вводящий в ролевое сообщество, группу (выполняющую ту или иную функцию), регулирующий разрешение ситуации (похороны, свадьба), символизирующий изменение статуса индивида (посвящение в студенты, воинская присяга) или социальной группы (театр — академический театр, монастырь — лавра, воинское подразделение — гвардейская часть).

Ритуализм можно понимать в трех смыслах:

во-первых, как принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий;

во-вторых, как форма адаптивного поведения (индивид чувствует себя защищенным, следуя рутинным процедурам, предписанным для достижения успеха. Даже если он уверен, что никогда не преуспеет и не поднимется на более высокую ступень в организации, само это ритуальное соответствие институциональной модели предохраняет его от острой тревоги и нервных срывов, которые провоцируются провалом попыток достижения цели);

в-третьих, как ценностная характеристика личностей, или групп, или даже крупных социокультурных систем. Здесь подразумевает систематическое следование нормам и правилам, которые традиционны по своему происхождению и характеру, но уже давно не соответствуют потребностям и ценностям реальной жизни. Ритуализм такого рода может порождаться разными причинами: интересами власть имущих, косностью соответствующих организаций и институтов, отсутствием сильных импульсов к изменению сложившейся нормативной системы.

Функция ритуала

Наличие ритуалов свидетельствует о существовании системы специфических воззрений на мир (мифы) и общество (идеология). В конечном счете его функцией является введение человека в эту систему и тем самым формирование единой культурной общности.

Наконец, ритуал способствует формированию стандартов повторяющихся совместных действий, образцов и эталонов поведения.

Вы здесь: Главная Социология Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры