Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры — Уровни культуры
- Лекции по социологии культуры: Функции, формы, исторические типы культуры. Строение культуры
- Формы анализа
- Связь с практикой. Этапы развития
- Функции и формы культуры
- Исторические типы культур
- Взаимосвязь понятий культура и общество
- Строение культуры
- Точное знание. Наука
- Основные подсистемы культуры
- Подсистема норм
- Уровни культуры
- Субкультуры
- Актуальная культура
Уровни культуры
В морфологическом строении культуры можно выделить два уровня:
— обыденная культура
— специализированная.
Обыденная культура представляет собой сниженный, профанный, любительский уровень специализированной, профессиональной.
3.1. ОБЫДЕННАЯ КУЛЬТУРА
Это культура, осваиваемая человеком в процессе его обшей социализации (прежде всего в процессах воспитания и общего образования). Это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Она, как правило, ограничена межличностными отношениями.
Обыденная культура — сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ровесники, родня); обучению в школе и получению общего образования; средствам массовой информации.
В современных условиях нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваиваются через три источника: семья, школа, СМИ.
Кроме того, каналом усвоения повседневной культуры служит церковь. Часто такую же роль играет армия.
Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Социальным пространством для проявления обыденной культуры становятся:
— приватное пространство (квартира, дом),
— публичные места (студенческое общежитие, завод, транспорт, театр, музей, стадион, улица, школа и т. п.).
Взаимодействие в приватном пространстве обычно менее ритуально, люди чаще ссорятся, небрежно одеваются, неприлично выражаются и вообще проявляют такие манеры, которые они постеснялись бы показать «на людях». Приватное пространство воспринимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и условностей публичного пространства.
Существует промежуточное место между приватным пространством, где человек максимально освобождается от культурных условностей, и публичным (театром, рестораном, парком, музеем), где человек в максимальной степени следует культурным условностям и стремится выглядеть лучше, чем он есть.
К нему относится, например, рабочее место.
Промежуточное пространство соединяет в себе черты публичного и приватного пространств. Как и в приватном пространстве, на рабочем месте существуют неформальные отношения — дружеские, доверительно-личные. Как и в театре, на рабочем месте существуют формальные отношения — служебные, безличные. Место работы — это одновременно область долго- и кратковременных отношений, пересечения больших и малых социальных групп, знакомых и незнакомых людей.
Типология культурного пространства в зависимости от соблюдения культурных условностей
Обыденную культуру человек осваивает с первых дней жизни. Именно она в дальнейшем служит базой для приобщения к специализированной культуре. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности.
Проблему обыденной культуры и повседневной реальности ставили философы-прагматисты (У. Джемс), философы-неопозитивисты (Л. Витгенштейн), социологи М. Вебер и Дж. Мид, А. Щюц и Г. Горфинкель. В отечественной культурологии эта проблема получила развитие в трудах М.М. Бахтина, Б.Ф. Поршнева, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КУЛЬТУРА
Освоение специализированной культуры требует специального (профессионального) образования.
Специализированные культуры, в отличие от обыденной, охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп, как агенты вторичной социализации.
Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры, одного общения в семье и с друзьями недостаточно. Необходима профессиональная подготовка.
Составные части специализированной культуры — наука, искусство, философия, право, религия. У обыденной культуры — обыденный язык, у специализированной —профессиональные языки. Объектами специализированной культуры выступают, художественная литература, оперная и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т. п.
Взаимодействия представителей одной специализированной сферы культуры с представителями или продуктами другой происходит через обыденный уровень, однако это не предполагает постоянного непосредственного контакта между двумя уровнями.
Можно выделить три основных канала связи между ними:
— Система общественного образования транслирует знания, необходимые для общественной жизни и дальнейшей профессиональной подготовки.
— Средства массовой информации транслируют знания на языке, доступном для массовой аудитории.
— Учреждения культуры предоставляют членам общества возможность периодически обращаться к ценностям «высокой» культуры.
ОТНОШЕНИЕ КУЛЬТУР
Отношения между обыденной и специализированными областями культуры не однолинейны. Не существует жестких границ между сферами деятельности.
Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют практически в любой сфере деятельности.
— Искусство: самодеятельное и профессиональное.
— Спорт: любительский и профессиональный.
— Религия, где профессиональный уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых люди с улицы не посвящены; богословским знанием, которым овладевают многие годы путем упорного обучения. Простым людям доступен только профанный уровень религиозной культуры — молитвы, обряды, сведения о святых и распространенных праздниках, поверхностные знания, черпаемые из проповедей и самостоятельного чтения Библии.
— И т.д.
В обыденной культуре также есть институциональные формы взаимодействия, например, кружки художественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т. п. Но здесь люди занимаются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не на профессиональном уровне.
Обыденная и специализированная культуры пронизывают собой жизнедеятельность практически любого индивида. Отношения между обыденной и специализированными областями культуры не однолинейны. Каждый человек, участвующий в системе разделения труда, является носителем и профессиональной, и обыденной культуры.
Не существует жесткого «прикрепления» человека к обыденной или специальной культуре. Каждый человек «по определению» является носителем обыденной культуры, но в то же время каждый человек участвует в общественном разделения труда, а следовательно, является носителем профессиональной.
Обыденная и профессиональная культура взаимодействуют даже в рамках официальных мероприятий. Так, научный съезд, симпозиум, куда съезжаются знакомые и незнакомые,— вариант публичного места. Здесь разворачиваются: 1) неформальное общение и обыденная культура — среди знакомых, 2) специализированная культура среди незнакомых — обсуждение, диспут, выступление с трибуны и т. п.
Последствия действий на обыденном уровне культуры имеют микрогрупповое значение. Оценка людьми друг друга в социальном и межличностном взаимодействии производится на основе нравов, обычаев, привычек, устойчивых представлений людей.
Последствия действий на профессиональном уровне культуры имеют более значимые последствия для общества в целом. Поэтому на специализированном уровне действия людей регулируются нормами общепринятой морали и права.