Медико-социальная реабилитация: Лекция 2 — Профессионально-трудовая реабилитация
- Медико-социальная реабилитация: Лекция 2
- Реабилитационные учреждения
- Современное состояние развития системы реабилитации
- Медицинская реабилитация как компонент комплексной медико-социальной реабилитации
- Правовая основа реабилитации детей-инвалидов
- Направления и содержание социальной реабилитации
- Психосоциальные методы реабилитации
- Основные направления психосоциальной работы
- Профессионально-трудовая реабилитация
- Трудовое устройство больных и инвалидов
- Особенности медико-социальной реабилитации детей с особенностями развития
- Основы социальной реабилитации детей-инвалидов
Профессионально-трудовая реабилитация
Трудовая терапия - один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Она включает разнообразные виды физических упражнений, содержащих элементы бытовой и профессиональной деятельности. Основная цель трудотерапии — восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, рукоделию, выполнению трудовых операций. Трудотерапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия.
Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор, способствуя физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма. В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комплексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме.
Требованием к организации трудотерапии:
- обеспечение многообразия трудовых процессов и постепенного их усложнения,
- поддержание интереса к труду,
- психологический комфорт,
- постоянное наблюдение лечащим врачом и трудинструктором.
При организации трудотерапии необходимо учитывать ряд клинико-физиологических и социальных критериев: нозологию заболевания, характер функциональных нарушений, состояние интеллектуально-мнестической сферы, уровень развития или сохранности профессионально-трудовых навыков, условия труда и быта.
С учетом указанных критериев трудовая терапия может играть роль общеукрепляющей терапии, восстановительной (функциональной) терапии, производственной (профессиональной) трудотерапии.
Трудовая терапия используется в индивидуальных и групповых формах. Она организуется в стационарных лечебных учреждениях, интернатах, центрах социального обслуживания, реабилитационных центрах и проводится непосредственно на местах (например, в отделениях стационара) или в специально созданных трудовых мастерских либо специализированных цехах. Возможна организация трудотерапии и на дому.
Производственная трудотерапия может рассматриваться не только как заключительный этап медицинской реабилитации, но и как одна из форм социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов. Она проводится в условиях специализированных промышленных предприятий или специализированных цехов обычных предприятий. При этом основные задачи реабилитации состоят в выработке трудовых навыков, трудовой переориентации, подготовке и обучении новой профессии.
После Второй мировой войны в Великобритании, Канаде и ряде других стран получила развитие оккупациональная терапия (в переводе с английского языка «терапия повседневными занятиями») как метод социально-бытовой и трудовой реабилитации. По своей сути оккупациональная терапия совмещает в себе такие традиционные для нашей страны методы социальной реабилитации, как терапия занятостью и трудотерапия. Оккупациональная терапия — более широкое понятие, чем трудотерапия, и включает в сферу своей деятельности все виды активности. Она предполагает проведение индивидуально подобранных мероприятий по восстановлению социальных навыков, способности самостоятельно организовывать свой быт, досуг, содействие активным формам жизнедеятельности.
Оккупациональная терапия включает следующие сферы:
- продуктивную деятельность — профессиональную деятельность, оплачиваемую и общественную работу, учебу, родительские обязанности, заботу о близких людях и др.;
- самообслуживание — проблемы соблюдения личной гигиены, одевания, приготовления и приема пищи;
- досуг — занятия физкультурой и спортом, музыкой, художественным творчеством, рукоделием, садоводством, играми, развлечениями;
игру (детские игры считаются важной деятельностью для развития знаний, навыков и установок, связанных с продуктивной деятельностью взрослых). По данным наблюдений Е. И. Холостовой, оккупациональная терапия позволяет:
- увеличить самостоятельность в повседневной деятельности и связанных с ней навыках самообслуживания (например, в обращении с деньгами, планировании питания, приготовлении пищи);
- развить приемлемые навыки самостоятельного функционирования индивида, решения проблем и управления жизненными ситуациями;
- обеспечить средства и адаптирующее оборудование, компенсирующие недостаточность функций;
- затормозить или предупредить дегенеративные эффекты старения или функциональных затруднений;
- справиться с изменениями и утратами, сопутствующими пожилому возрасту (найти ресурсы в социальном окружении; распознать и преодолеть депрессию);
- попутно обучить необходимым навыкам тех, кто ухаживает за больным.
Будучи междисциплинарной, оккупациональная терапия требует соединения усилий специалистов разного профиля и различных ведомств.
Содержание и задачи профе6ссиональной реабилитации. Профессиональная реабилитация включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, трудовую адаптацию, трудовое устройство или трудовую занятость.
Основная цель профессиональной реабилитации — обеспечить больному или инвалиду возможность получить или сохранить подходящую работу и тем самым способствовать его социальной интеграции, достижению материальной независимости или повышению доходов и возможности самообеспечения. Права инвалидов на профессиональную реабилитацию закреплены в ряде нормативных документов, основные из которых:
- Закон от 19.02.91 «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
- Закон РФ «Об образовании» в редакции от 13.01.96
- Указ Президента РФ от 25.03.93 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»;
- Постановление Министерства труда РФ от 28.09.93 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»;
- Приказ Федеральной службы занятости России от 28.02.94 «Об утверждении временного положения о специализированных подразделениях по профессиональной реабилитации и обеспечении занятости инвалидов».
Изучение потребности инвалидов в различных видах реабилитации в г. Москве, проведенное ЦИЭТИНом, показало, что 62,6 % инвалидов нуждаются в тех или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и среднего возраста — соответственно 82,8 и 78,7% от численности инвалидов указанных возрастных групп.
Основу разработки программы профессиональной реабилитации составляют три компонента.
Оценка вида и степени ограничений жизнедеятельности, в том числе способности к обучению.
Оценка «профессионально-трудовой» составляющей реабилитационной программы, включающая определение характеристик интегральной реакции организма инвалида на трудовую деятельность, оценку их значимости для трудовой деятельности и возможности ее продолжения, определение возможности адаптации к труду путем поддержки адекватного состояния, разработки стратегии трудовой деятельности.
Оценка общего и профессионального образовательного статуса инвалида, включающая комплексный анализ социальных характеристик, связанных с образовательной деятельностью, основных характеристик образовательной деятельности, а также определения соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения, его профессионально значимым физиологическим, психофизиологическим и психологическим качествам и определение развития в процессе обучения профессионально важных сенсорных, моторных и мыслительных навыков.
Профессиональная ориентация инвалидов предусматривает комплексный подход с учетом медицинского, психологического и социального аспектов. Неотъемлемую часть профориентации составляет наличие данных, характеризующих профессиональную деятельность. Такой материал содержится в описаниях профессий — профессиограммах. В них включаются сведения о формах профессиональной подготовки, описание рабочего места, содержания и условий труда, описание человека в процессе труда (положительные и отрицательные моменты в работе, трудности, степень ответственности, элемент творчества, психофизиологические качества и медицинские противопоказания, положительные и отрицательные последствия работы для человека), социально-экономические особенности профессии.
Важен учет не только показаний, но и противопоказаний к профессиональной деятельности и в конечном итоге профессиональной пригодности. Профессионально пригодным считается тот, чьи психофизиологические возможности и способности соответствуют определенной профессии. С целью оценки профессиональной пригодности проводится психофизиологическая диагностика. Затем с помощью психологических и функциональных тестов производится подбор видов труда, для которых испытуемый считается профессионально пригодным.
При изучении профессионального интереса и склонностей человека следует учитывать, что многие инвалиды, особенно инвалиды детства, неадекватно оценивают свои возможности при выборе будущей профессии. Проводятся разъяснительная работа, коррекция индивидуальных профессиональных планов и притязаний, оказывается психологическая поддержка. Окончательное решение в выборе профессии, учебного заведения, места работы остается за инвалидом. Не допускаются какие-либо формы воздействия на его мотивацию и решение в сфере самоопределения путем сокрытия или изменения информации.
После выбора будущей профессии планируется перечень возможных мер содействия в ее приобретении. Обсуждаются реальные трудности процесса освоения профессии и трудоустройства и возможные пути их преодоления. В настоящее время органами занятости населения, на которые возложены обязанности по профессиональной реабилитации, включая профориентацию и профобучение инвалидов, большое внимание уделяется разработке дифференцированного и гибкого подхода к решению вопросов трудовой экспертизы, позволяющего использовать профессиональную остаточную трудоспособность больных и инвалидов.
При профессиональном обучении больных и инвалидов как следующем методе реабилитации должна решаться комплексная задача, в решении которой овладение специальными знаниями, умениями, навыками будет сочетаться с формированием способностей к социально-психологической адаптации. В условиях рыночной экономики необходимо, чтобы профессиональное образование инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской деятельности, что будет служить обеспечению равенства возможностей инвалидов в плане занятости.
Профессиональное образование предусматривает систему и процесс овладения знаниями, навыками и умением в области, рекомендуемой профессиональной деятельности.
Профессиональное образование предоставляет больным и инвалидам следующие возможности:
- приобрести квалифицированную профессию, если они ранее ее не имели;
- приобрести другую специальность, если в связи с болезнью или инвалидностью работа по прежней специальности становиться невозможной или малопроизводительной;
- повысить имеющуюся квалификацию по выполняемой работе.
При решении вопроса о переобучении необходимо иметь в виду, что основные показания и противопоказания к обучению новой профессии те же, что и при выборе профессии впервые.
Для переобучения выбирается профессия с учетом не только возможности выполнения инвалидом производственных операций, но и максимального использования имеющихся у него знаний и навыков, связанных со старой профессией, с учетом его личных интересов.
Можно отметить три основных пути получения новой профессии:
- самостоятельное переобучение (за обучение инвалид платит сам);
- бесплатное переобучение через службу занятости. Право на это имеют инвалиды III и II групп, I группы — с трудовой рекомендацией;
- поиск работы, не требующей переобучения, или обучение на рабочем месте.
Профессиональное обучение осуществляется с отрывом или без отрыва от производства.
Одно из важных условий успешной трудовой реабилитации инвалидов — их общеобразовательная подготовка. Наличие среднего и высшего образования значительно повышает конкурентоспособность инвалидов. Получение инвалидом профессионального образования еще не гарантирует его занятости, однако повышает шансы на выгодное трудоустройство, делает его конкурентоспособным на рынке труда.