Медико-социальная реабилитация: Лекция 2 — Направления и содержание социальной реабилитации
- Медико-социальная реабилитация: Лекция 2
- Реабилитационные учреждения
- Современное состояние развития системы реабилитации
- Медицинская реабилитация как компонент комплексной медико-социальной реабилитации
- Правовая основа реабилитации детей-инвалидов
- Направления и содержание социальной реабилитации
- Психосоциальные методы реабилитации
- Основные направления психосоциальной работы
- Профессионально-трудовая реабилитация
- Трудовое устройство больных и инвалидов
- Особенности медико-социальной реабилитации детей с особенностями развития
- Основы социальной реабилитации детей-инвалидов
Направления и содержание социальной реабилитации
Сущность социальной реабилитации. Социальная реабилитация больных и инвалидов — понятие широкое и емкое. Оно включает в себя адаптацию и приспособление инвалида к самому себе, адаптацию его в обществе, в окружающей среде. Больной человек или инвалид должен научиться жить и трудиться в ином качестве, и, кроме того, стремиться по возможности максимально восстановить свой социальный, семейный и профессиональный статус. Помочь ему в этом призвана социальная реабилитация.
Социальная реабилитация инвалидов - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социалъно-средовых условиях и приспособления их к потребностям инвалидов.
В зависимости от характера и специфики перенесенного заболевания у больных и инвалидов возникают различные ограничения жизнедеятельности, которые вызывают те или иные виды социальной недостаточности: нарушение способности; нарушение способности передвижения; нарушение способности к трудовой деятельности; нарушение способности к обучению; нарушение способности к ориентации; нарушение способности к общению; нарушение способности контролировать свое поведение.
В технологиях собственно социальной реабилитации (в узком смысле слова) можно выделить два направления — социально-бытовую и социально-средовую реабилитации, которые, в свою очередь, будут осуществляться путем ориентации, образования, адаптации и устройства в соответствующей социальной среде.
Социально-бытовая реабилитация заключается в приобретении больным или восстановлении утраченных в результате болезни навыков самообслуживания и деятельности в быту, в приспособлении к новым условиям жизни.
Социально-бытовое устройство составляет важный компонент социально-бытовой реабилитации, отражая состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Обеспечению комфортной и безопасной жилой среды в настоящее время уделяется особое внимание со стороны государственных структур. Законодательно для инвалидов предусматриваются увеличение санитарных норм жилой площади, ее архитектурно-планировочные изменения.
В задачи социально-бытовой ориентации входит обучение человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние, адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней. В процессе ориентации осуществляется ознакомление инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения (в собственной квартире или специализированном учреждении). Социально-бытовая ориентация особенно важна для лиц с нарушением зрения, психическими расстройствами, при изменении привычной среды обитания.
Большое значение приобретает обучение инвалидов навыкам самообеспечения в быту, персональной сохранности, по вопросам диетотерапии, режима дня, пользованию лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими устройствами. Важно также обучение и просвещение членов семьи инвалида по различным вопросам: о характере имеющегося у инвалида заболевания, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических и физиологических проблемах, видах и формах социально-бытовой помощи инвалидам, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации.
Социалъно-средовая реабилитация имеет своей целью создание оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни в обществе.
Социально-средовая реабилитация подразумевает два процесса — приспособление социальной среды к специфическим возможностям инвалидов, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей среды и в производственной сфере, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество — с другой. Социально-средовое образование — это процесс обучения индивида навыкам пользования средой, навыкам перемещения в окружающей среде, пользования транспортом, умению самостоятельно приобретать продукты и вещи, посещать общественные места. Сюда же относится и обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности.
социальная реабилитация инвалидов — это многоаспектный длительный процесс, неразрывно связанный с медицинской, психологической и профессионально-трудовой реабилитацией.