Медико-социальная реабилитация: Лекция 2 — Реабилитационные учреждения
- Медико-социальная реабилитация: Лекция 2
- Реабилитационные учреждения
- Современное состояние развития системы реабилитации
- Медицинская реабилитация как компонент комплексной медико-социальной реабилитации
- Правовая основа реабилитации детей-инвалидов
- Направления и содержание социальной реабилитации
- Психосоциальные методы реабилитации
- Основные направления психосоциальной работы
- Профессионально-трудовая реабилитация
- Трудовое устройство больных и инвалидов
- Особенности медико-социальной реабилитации детей с особенностями развития
- Основы социальной реабилитации детей-инвалидов
Реабилитационные учреждения
В структуру системы социальной реабилитации инвалидов входят также реабилитационные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности. Правовой основой их деятельности служит совместное постановление Минтруда, Минздрава и Минобразования России «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении» (1996).
Среди реабилитационных учреждений выделяют следующие:
- государственные, которые учреждают федеральные органы власти или органы власти субъекта Российской Федерации;
- муниципальные, которые учреждают органы местного самоуправления;
- негосударственные, которые учреждают общественные или религиозные организации, физические или юридические лица.
На основе ведущего направления деятельности реабилитационные учреждения могут быть классифицированы следующим образом:
- реабилитационно-экспертные;
- реабилитационно-образовательные;
- реабилитационно-социальные;
- реабилитационно-медицинские;
- реабилитационно-производственные.
Однако это разделение весьма условно, поскольку деятельность по социальной реабилитации инвалидов осуществляется в каждом из них, так как социально значимый эффект присутствует во всех реабилитационных мероприятиях. Кроме того, реабилитационные учреждения, осуществляющие свою деятельность исключительно в каком-либо одном направлении, количественно существенно сократились, уступив место учреждениям, осуществляющим комплексную реабилитацию. Мероприятия по социальной реабилитации инвалидов все в большей степени включаются в деятельность реабилитационных учреждений любой направленности. В первую очередь это относится к мероприятиям социально-средового, социально-бытового, психологического, юридического, социокультурного, спортивно-оздоровительного характера.
К задачам реабилитационно-экспертного учреждения относятся определение реабилитационного потенциала инвалидов и составление индивидуальных программ реабилитации.
К задачам реабилитационных учреждений другой направленности относятся детализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов, составление индивидуальных планов реабилитации по каждому направлению и их реализация.
Для решения поставленных задач оптимальная структура реабилитационных учреждений может включать следующие подразделения:
отдел программирования процесса реабилитации, который изучает структуру потребностей, круг интересов, уровень притязаний инвалидов, оценивает возможности самостоятельной жизнедеятельности, с учетом полученных результатов разрабатывает содержание и порядок проведения процесса реабилитации;
отдел социально-бытовой адаптации, который проводит мероприятия по восстановлению способностей инвалида к ведению хозяйства, независимой бытовой деятельности, самообслуживанию, по подбору бытовых технических средств и обучению пользованию ими, разработке индивидуальных решений оборудования жилья, адаптационному обучению семьи. Для выполнения этих функций оборудуются кабинеты по обучению навыкам приготовления и приема пищи, выполнения санитарно-гигиенических процедур, одевания, ухода за жильем, чтения, письма, домашних игр, создаются кабинеты для обучения пользованию бытовыми техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения;
отдел социально-средовой ориентации, который предназначен для определения структуры наиболее развитых функций инвалида, на основе которых осуществляется общественная, семейная и профессиональная деятельность. В процессе социально-средовой ориентации проводится обучение персональной сохранности, социальной коммуникативности, навыкам проведения культурного отдыха и досуга, привлечение к занятиям физкультурой, спортом, туризмом, стимулируется побуждение к здоровому образу жизни;
отдел психологической реабилитации, который предназначен для определения структуры и степени нарушения психики инвалида, особенностей личности, установки на реабилитацию, уровня социальной адаптации, для проведения психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психологического консультирования. Для решения этих задач оборудуются кабинеты по психодиагностике социально-психологических особенностей, асоциальных наклонностей, способностей к адаптации в микро- и макросоциальной среде, кабинеты для индивидуальных, семейных и групповых консультаций, занятий и тренингов;
отдел профессиональной реабилитации, который предназначен для реализации мер вовлечения инвалида в активную трудовую деятельность. К таким мерам относятся профессиональная ориентация по вопросам выбора профессии, ее соответствия возможностям и наклонностям инвалида; формирование положительной трудовой установки; определение рекомендуемых видов и форм трудовой деятельности; профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве. С целью осуществления этих мер оборудуются кабинеты для освоения различных профессий, оценки профессиональной пригодности, определения оптимального уровня производственных нагрузок, обучения навыкам предпринимательской деятельности, активного поведения на рынке труда и повышения конкурентоспособности;
отделение медицинской реабилитации, которое предназначено для осуществления комплекса мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных психофизиологических функций посредством восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования, а также для медицинского контроля реабилитационных и спортивно-оздоровительных мероприятий;
информационно-консультативное отделение, которое предназначено для консультирования инвалидов, членов их семей, общественных организаций по вопросам реабилитации, оказания правовой помощи, для информирования инвалидов в доступной форме об их правах и обязанностях, представления интересов инвалидов в различных инстанциях. В отделении оборудуются кабинеты консультативно-правового просвещения, кабинет статистики, ведутся статистическая отчетность, ее анализ;
организационно-методическое отделение, которое предназначено для методического обеспечения деятельности реабилитационных учреждений различных типов, видов и уровней.
Кроме перечисленных, в состав реабилитационного учреждения могут также входить опытно-конструкторские мастерские по изготовлению и ремонту технических средств реабилитации, культурно-досуговый и спортивно-оздоровительный комплексы. В зависимости от ведущего направления деятельности реабилитационного учреждения в нем могут преобладать те или иные структурные подразделения, предназначенные для различных аспектов реабилитации инвалидов.
Все реабилитационные учреждения на территории Российской Федерации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности и ведущего направления деятельности являются объектами действия федеральных законов Российской Федерации. Учреждения действуют на основании уставов, реабилитационные отделения в составе различных учреждений действуют на основании положений об этих отделениях.
Тип и вид реабилитационного учреждения устанавливается при его аккредитации.
К числу учреждений, осуществляющих функции по социальной реабилитации инвалидов, относятся следующие:
- федеральные научно-практические центры медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
- региональные центры медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
- центры реабилитации инвалидов;
- центры социального обслуживания; -стационарные учреждения социального обслуживания;
- центры социально-психологической помощи населению;
- протезно-ортопедические предприятия;
- центры технических средств реабилитации инвалидов;
- специализированные реабилитационно-производственные предприятия инвалидов;
- специализированные центры медицинской реабилитации;
- стационарные, амбулаторные и диспансерные лечебно-профилактические учреждения;
- санаторно-курортные учреждения;
- коррекционные и специализированные детские дошкольные учреждения (отделения, группы);
- коррекционные и специализированные учреждения (отделения, группы) начального и среднего общего образования;
- коррекционные и специализированные учреждения (отделения, группы) начального профессионального, среднего специального и высшего образования;
- учреждения образования разного уровня, осуществляющие интегрированное воспитание, образование и профессиональное обучение инвалидов;
- центры профессиональной ориентации и реабилитации инвалидов при органах занятости населения;
- методические центры профориентации и трудоустройства инвалидов;
- центры социальной помощи семье и детям;
- центры социальной реабилитации детей и подростков;
- учреждения социокультурной реабилитации инвалидов (библиотеки, клубы, дома культуры, дворцы детского творчества, центры культуры и искусства, центры народного творчества, музеи, театры);
- физкультурно-оздоровительные учреждения (физкультурные диспансеры, стадионы, спортивные школы, спортивно-оздоровительные центры, туристические базы, физкультурные клубы).
В настоящее время в субъектах Российской Федерации появляются новые разнообразные типы учреждений социальной реабилитации, отражающие приоритеты региональной политики в отношении инвалидов, а также экономические, географические, демографические, социологические и иные особенности региона. Реабилитационные учреждения должны располагаться в зданиях, оборудованных для беспрепятственного доступа инвалидов с любыми ограничениями жизнедеятельности, располагающих основными видами коммунального благоустройства.
Учреждения социальной реабилитации могут осуществлять свою деятельность в различных режимах. Наиболее распространенными являются амбулаторный, стационарный, режим дневного пребывания, временного пребывания, постоянного проживания, выходного дня, диспансерного наблюдения.
В системе социальной реабилитации инвалидов имеются учреждения различной ведомственной принадлежности. Однако учреждения системы социальной защиты населения занимают среди них особое место. Согласно Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» они осуществляют координацию реабилитационной деятельности, обеспечивают преемственность и оценивают эффективность проведенного комплекса реабилитационных мероприятий. Наряду с этим на учреждения социальной защиты населения возложено осуществление одного из важнейших аспектов реабилитации — социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации инвалидов.