Медико-социальная реабилитация: Лекция 2 — Психосоциальные методы реабилитации
- Медико-социальная реабилитация: Лекция 2
- Реабилитационные учреждения
- Современное состояние развития системы реабилитации
- Медицинская реабилитация как компонент комплексной медико-социальной реабилитации
- Правовая основа реабилитации детей-инвалидов
- Направления и содержание социальной реабилитации
- Психосоциальные методы реабилитации
- Основные направления психосоциальной работы
- Профессионально-трудовая реабилитация
- Трудовое устройство больных и инвалидов
- Особенности медико-социальной реабилитации детей с особенностями развития
- Основы социальной реабилитации детей-инвалидов
Психосоциальные методы реабилитации
Одну из основных задач реабилитации составляют психологическая коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизненных ситуациях, которые возникают у человека в связи с заболеванием или инвалидизацией. Знание социальными работниками психологических особенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами спосбствует успешной реабилитации и адаптации его в обществе.
Нарушения психики могут быть первичными — непосредственно вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой головного мозга. Но возникают и вторичные психологически обусловленные нарушения психической деятельности. Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от того, какова их природа, какой орган или функциональная система оказываются пораженными, создают особую объективную социально-психологическую ситуацию. Если такое происходит с взрослым человеком, то к этому времени он уже имеет сформированные в предшествующие периоды жизнедеятельности особенности психической организации: определенный уровень познавательных возможностей, мотивационную структуру личности, сложившийся уровень оценки своих возможностей и ожиданий. Возникающая социальная ситуация, связанная с наступлением инвалидности, резко снижает способности удовлетворения насущных потребностей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида. В результате возникает состояние фрустрации, т.е. реактивное состояние в ответ на невозможность удовлетворить потребности. Со всей очевидностью перед человеком, имеющего нарушение здоровья, встает сложная задача — как жить дальше в условиях болезни или дефекта.
Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый отпечаток на всю личность больного в целом, также приводит к постепенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслительных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, социальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологическими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), социальными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрессией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).
Психология человека с инвалидизацией сходна с психологией хронически больных людей.
Для анализа психических особенностей инвалидов необходимо остановиться на положениях некоторых теорий, которые позволяют рассматривать психологию инвалида как человека с формирующейся «внутренней картиной болезни».
Внутренняя картина болезни, по определению А. Р.Лурия, — это «все то, что испытывает и переживает больной, общее самочувствие, вся масса его ощущений, самонаблюдений, его представления о своей болезни, о ее причинах — весь тот огромный мир больного человека, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм».
Отношение больного к заболеванию определяется спецификой заболевания, возрастом, особенностями личности и нервной системы заболевшего, индивидуальными потребностями, а также факторами социальной среды, формирующими сознание и поведение человека. В системе потребностей, которые фрустрируются заболеванием, Н.Д.Лакосина и Г.К.Ушаков (1976) выделяют: витальные, общественно-профессиональные, этические, эстетические, связанные с интимной жизнью.
К социальным факторам, влияющим на формирование внутренней картины болезни (ВКБ), можно отнести объективные условия жизни больного: социальное и семейное положение, условия его жизни, диапазон вызванных болезнью функциональных ограничений, отношение родственников и социального окружения, появление новых проблем в семье, в профессиональной деятельности и т.д.
Существуют разные качественные классификации типов ВКБ, но в целом в зависимости от отношения к болезни формируется поведенческий стиль, который имеет следующие разновидности:
- компенсаторное поведение (борьба, адаптация);
- капитуляция перед болезнью;
- игнорирующее поведение — стремление больного не признавать дефекта.
Таким образом, в одних случаях ВКБ направляет поведение на преодоление болезни и ее последствий на функциональном уровне, а в других, наоборот, является фактором, который усугубляет течение болезни. ВКБ перестает выполнять адаптационную функцию и становится источником стресса. Она способствует развитию тревоги и вытесняет все ценности человека, сама, становясь сверхценностью.
Таким образом, ВКБ — основной комплекс вторичных, психологических по своей природе, симптомов заболевания, который в ряде случаев может осложнять течение болезни, снижать эффективность лечебных мероприятий и тормозить ход реабилитационного процесса. Этот вторичный симптомокомплекс сам по себе может стать источником стойкой инвалидизации больного.
По динамике ВКБ можно судить о постепенном изменении жизненной позиции инвалида, о присвоении им социальной «роли» инвалида, о становлении нового смыслообразующего мотива — мотива сохранения здоровья, становящегося впоследствии зачастую новым ведущим мотивом деятельности и определяющим всю новую постболезненную направленность личности. Именно поэтому ВКБ является центральным психологическим образованием, на которое следует направлять реабилитационное воздействие.
Методами социально-психологической реабилитации служат психологическое консультирование, психотерапия, социотерапия, т.е. весь комплекс мероприятий, положительно воздействующих на больного или инвалида и создающих вокруг него психологически благоприятную микросоциальную среду.
Выделяют основные теоретические парадигмы психосоциальных вмешательств — психодинамические и поведенческие. По психодинамической теории, развитие личности определяется двусторонними отношениями «человек-среда» и их взаимным влиянием. Согласно концепции психосоциальной идентичности личности, предложенной Э. Эриксоном, личность воспринимает себя в неразрывном единстве со всеми своими социальными связями. Изменение социальных отношений приводит к трансформации прежней идентичности, что вызывает определенный кризис, продолжающийся до тех пор, пока индивид не сформирует новую идентичность. Психодинамический подход широко используется в современной психиатрии и психологии для понимания природы возникновения психических, личностных и поведенческих расстройств. В свою очередь, это дает основание для выбора социально-терапевтических воздействий. В практике психодинамической модели психосоциальной работы основной акцент делается на изучение природы проблем клиента в аспекте жизненного опыта и стереотипа разрешения межличностных конфликтов и реагирования на стресс.
Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) — направление в психологии, которое поведение человека понимает как совокупность реакций организма на воздействие внешней среды, на набор фиксируемых стимулов. Развившаяся в рамках бихевиоризма теория социального научения выдвигает положение о том, что поведение управляется тремя отдельными, но взаимодействующими регулирующими системами. Это — внешние стимулирующие события, внешнее подкрепление и, самое главное, промежуточные когнитивные процессы. Когнитивная модификация поведения подразумевает анализ интерпретации личностью своего жизненного опыта. Согласно данному подходу влияние средовых событий на поведение в большой степени зависит от когнитивных процессов, определяющих, каким именно средовым факторам уделяется внимание и как они интерпретируются индивидом.
На теориях социального научения и когнитивной модификации поведения основана поведенческая терапия, которая использует принципы, развитые в экспериментальной и социальной психологии.
Методы поведенческой терапии, которые применяются в психосоциальной работе, опираются на способность человека к целенаправленному и осмысленному изменению поведения. В процессе тренингов, ориентированных на решение конкретных поведенческих задач, человек учится справляться с жизненными трудностями и повышает свои способности к самоконтролю и активным действиям.
Психосоциальные методы аккумулируют в себе элементы психокоррекции, психотерапии и социальной работы. Психосоциальная помощь относится к наиболее важной составной части реабилитации лиц с проблемами здоровья и ограниченными возможностями, так как наряду с решением множества терапевтических задач она в обязательном порядке способствует улучшению социального поведения индивида.