Экономические основы социальной работы — Образование
- Экономические основы социальной работы
- Теоретико-методологические основы экономики социальной работы
- Принципы и методы экономики социальной работы
- Экономическое пространство социальной работы
- Образование
- Рыночная экономика и социальная справедливость
- Проблема бедности и методы измерения неравенства в распределении доходов
- Система показателей уровня жизни
- Провалы рынка и меры государственного вмешательства
- Дилемма справедливости и эффективности в экономике
- Критерий компенсации (критерий Калдора–Хикса)
- Социальная рыночная экономика и роль государства в её развитии
- Трудовой договор как основа расширения социальных гарантий
- Государственный минимальный социальный стандарт и порядок его формирования
- Задачи, связанные с бюджетными аспектами региональной политики
- Достижение минимально необходимой бюджетной обеспеченности российских регионов
Образование
Качественно новой ступенью в развитии образования, объективно обусловленной требованиями экономики рынка, является его непрерывность. А это требует роста вкладываемых ресурсов.
Образование — это процесс, и результат творческой передачи накопленных предыдущими поколениями духовных, культурных и материальных ценностей. Целью его должно быть создание и всестороннее совершенствование индивидуальных и коллективных ценностей и накопление знаний, которые бы позволили человеку быть хозяином своей судьбы.
В переходный период наряду с традиционным государственным возникает и рыночный образовательный сектор. Начало ему было положено законом Российской Федерации “Об образовании”. В настоящее время число негосударственных высших учебных заведений приближается к 200. Развитие негосударственного сектора позволяет направить ограниченные бюджетные средства на поддержку приоритетных для государства направлений в системе образования.
До 1988 года высшее учебное заведение считалось организацией, причисляемой к непроизводственной сфере, которая практически полностью финансировалась за счет средств государственного (и/или отраслевого) бюджета. Финансирование производилось по утвержденным сметам, оплата труда работников — по действующим твердым ставкам (окладам), а развитие материально — технической и социальной базы — посредством целевых капитальных вложений на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение также из средств бюджета.
Начиная, с 1989-1990 годов на одно из первых мест вышла стратегия частичного самофинансирования за счет внебюджетных средств. Из бюджетной организации вуз превратился в субъект смешанной экономики, у которого доля внебюджетных средств стала занимать все большее место в активах.
В средних специальных учебных заведениях платное образование также стало приметой переходного периода. Поступления из госбюджета лишь на 30-40, а лучшем случае 50% покрывают расходы, связанные с их функционированием.
Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Совершенствование экономического пространства образования идет в направлении сохранения основных фондов учреждений образования, их экономического обеспечения, как за счет государственного бюджета, так и за счет привлечения дополнительных источников и перехода на многоканальную модель финансирования. В сфере образования предпринимаются меры по сохранению гарантий на получение бесплатного образования, но в то же время создан и расширяется рынок платных услуг.
Не менее важны и вопросы социально-экономического питания, т.е. педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Воспитание как целостный процесс становления личности включает образование, обучение и развитие детей и подростков.
Учитывая специфику экономической концепции воспитания, можно условно вычленить следующие основные функции заинтересованных в ее осуществлении институтов:
- в семье: формирование и закрепление экономических качеств, навыков и умений посредством привлечения всех ее членов к труду, ведению семейного бюджета; воспитание экономически осознанного отношения к материальным ценностям, природной среде, семейному и общественному достоянию; выработка разумных потребностей и умение сочетать их с общественными возможностями;
в школе: насыщение экономическим содержанием учебного процесса и внеклассной работы, формирование экономических умений и навыков в области планирования, экономического расчета, контроля и анализа результатов хозяйственной деятельности. Целью системы социально-педагогического воспитания является формирование экономически грамотной социально-активной личности.
Составной частью экономического пространства являются культура и искусство. В условиях перехода к обществу рыночных отношений происходит сокращение объемов государственного финансирования. Поэтому важное значение приобретает изменение принципов формирования федерального, региональных и местных бюджетов. Государство обязано обеспечить экономические условия для более широкого применения нетрадиционных форм поддержки отечественной культуры и искусства, которые пока существенно сдерживаются из-за отсутствия должной нормативной и законодательной базы, несовершенства налоговой системы, замедленных темпов структурных преобразований в социально — культурной сфере.
Важное место в экономическом пространстве социальной работы занимает сфера труда и быта. Значение сферы трудовых отношений определяется тем, что в народном хозяйстве занято 49% всего населения. Более 40% всех работников приходится на негосударственный сектор. В этих условиях действующее трудовое законодательство, созданное применительно к ситуации, когда государство-монополист выступает в качестве и нанимателя, и законодателя, и исполнителя законов, не способно сколько-нибудь эффективно выполнить роль регулятора трудовых отношений. Иначе говоря, существующая база регулирования трудовых отношений не соответствует новым экономическим и социальным условиям. Государство не выполняет своей роли социального защитника права человека на труд, нормальные условия труда и доход от своей трудовой деятельности.
Происходящие в экономике преобразования практически не отражены в действующем трудовом законодательстве, где отсутствует четкое определение природы трудовых отношений, возникших в связи с возрождением частной и акционерной форм собственности. Остро стоит проблема обеспечения трудовых гарантий работникам частных и кооперативных предприятий, на большинстве которых нет представительных органов власти, а также в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании.
Переходный период в сфере трудовых отношений выявил негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав и ослабление государственного контроля за их соблюдением.
На одно из первых мест выходит проблема стабильной занятости населения, ибо она является важнейшим условием повышения уровня жизни граждан. Это выражается в росте явной и скрытой безработицы. Опасно то, что скрытая безработица не используется для переквалификации и переобучения работников в целях дальнейшего их рационального использования. А это в условиях возникновения массовой безработицы порождает опасность невозможности трудоустройства безработных.
Особую значимость приобретают вопросы адресной и социально ориентированной поддержки безработных, приведение в соответствие размера пособия по безработице с фактической величиной прожиточного минимума.
В этих условиях основные направления социальной политики государства в сфере трудовых отношений предполагают:
- предотвращение обвальной безработицы и осуществление социально-экономической поддержки безработных с учетом количества иждивенцев;
- восстановление и укрепление системы контроля за соблюдением законодательства в области государственных гарантий оплаты, режима и охраны труда;
- ратифицирование конвенции Международной организации труда (МОТ), устанавливающей международные стандарты общепризнанных прав работников наемного труда;
- принятие нового трудового законодательства, а также законов о коллективных трудовых спорах, о статусе профсоюзов и др.
Основной целью социальной политики государства в социально-трудовой сфере становится опора на социальных партнеров — представителей трудящихся и работодателей. В этих целях заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.
Нельзя забывать еще об одном аспекте регулирования экономического пространства социальной защиты в трудовой сфере. Это — социальное страхование. Необходимо повышать ставки страховых отчислений на фонд оплаты труда тех предприятий, где не улучшаются, условия труда и не снижается вредность производства. Защищать социальные права работающих следует не снижением возраста выхода на пенсию, а улучшением условий труда. А если это в данный момент невозможно, то должны быть соответствующие поступления в пенсионный фонд, компенсирующие досрочную выплату льготных пенсий.
Для развития народного хозяйства и отдельных его регионов чрезвычайно важно разграничение инфраструктуры на производственную и социально — бытовую. Эти части инфраструктуры должны находится в оптимальном соотношении во избежание диспропорции в развитии экономики государства.
Социально-бытовая инфраструктура — это совокупность отраслей, непосредственно связанных с созданием общих условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения.
В ст. 40 Конституции РФ обозначено: каждый имеет право на жилище: органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В условиях катастрофического роста стоимости жилья все более возрастает роль государства не столько в “выделении” бесплатных квартир, сколько в гарантированной направленности жилищной политики: доступности молодым и малоимущим семьям льготных кредитов и погашения их части после рождения ребенка; в государственной гарантии исполнения контрактных договоров между строителями и заказчиками на приобретение жилья в рассрочку; в строительстве дешевого муниципального жилья и т.д.
Кроме того, необходимо принятие в регионах и на местном уровне социальных программ предоставления жилищных субсидий. В них должно быть предусмотрено постепенное увеличение доли стоимости оплачиваемых гражданами жилищно-коммунальных услуг в из реальной стоимости; дифференцированный подход к различным социальным группам населения и выплата жилищных субсидий, исходя из социальных норм потребления этого вида услуг и скорректированного дохода семьи в соответствии с прожиточным минимумом и числом иждивенцев.
В марте 1997 г. принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики”, который отражает новые реалии жизни.
В целях создания необходимых условий для осуществления реформы жилищно — коммунального хозяйства Правительством РФ в мае 1997 г. было принято постановление “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг”.
Установлено, что при сохранении за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, размеры оказываемой государством из средств федерального бюджета финансовой помощи рассчитываются на основании ежегодно определяемых следующих федеральных стандартов:
- федеральный стандарт социальной нормы жилья составляет 18 м2 общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 м2 — на семью их двух человек и 33 м2 — на одинаково проживающего человека;
- федеральный стандарт уровня платежей граждан определяется в процентах от стоимости предоставленных жилищно-коммунальных услуг. С 2003 г. он возрос до 100%;
- федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе рассчитывается исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. На 1997 г. указанный стандарт составлял 16%.
Федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно — коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилья в месяц устанавливается дифференцировано по экономическим районам России.
Показатели состояния социальной системы и ее экономики прямо и непосредственно влияют на развитие всего общества в государстве и являются определяющими в оценке социального благополучия всего населения как сложной динамически развивающейся биоэкосистемы. Таким показателем ООН определило индекс развития человеческого потенциала как обобщенный показатель результатов деятельности общества в его социальном пространстве.
Определенное место в экономическом пространстве социальной работы занимает система социального обслуживания, включая комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным слоям населения. В связи с кризисным состоянием экономики в период перехода к рынку сфера социального обслуживания находится в ведении государства и ограничивается категориями населения, находящимися в зоне риска.
На федеральном уровне эта сфера предоставляет минимальные социальные гарантии в виде пенсий, пособий, льгот и услуг в соответствии с законодательно установленными социальными нормативами. На региональном уровне, с учетом местных условий, обеспечивается социально-экономическая поддержка сверх государственного уровня.
Все более значимое место в экономике социальной работы занимают благотворительные фонды, общественные и милосердные организации. Приоритетными становятся программы помощи незащищенным слоям населения, здравоохранению, образованию, культуре и искусству.
Происходит профессионализация благотворительных организаций, накапливается опыт экономического взаимодействия с другими субъектами пространства социальной работы.
Таким образом, экономическое пространство социальной работы нуждается в изучении, оптимизации экономических связей его субъектов, совершенствовании экономических отношений между ними, с государством и обществом, а также координации этих взаимосвязей на основе правового регулирования в условиях формирования рыночных отношений.