Экономические основы социальной работы — Принципы и методы экономики социальной работы
- Экономические основы социальной работы
- Теоретико-методологические основы экономики социальной работы
- Принципы и методы экономики социальной работы
- Экономическое пространство социальной работы
- Образование
- Рыночная экономика и социальная справедливость
- Проблема бедности и методы измерения неравенства в распределении доходов
- Система показателей уровня жизни
- Провалы рынка и меры государственного вмешательства
- Дилемма справедливости и эффективности в экономике
- Критерий компенсации (критерий Калдора–Хикса)
- Социальная рыночная экономика и роль государства в её развитии
- Трудовой договор как основа расширения социальных гарантий
- Государственный минимальный социальный стандарт и порядок его формирования
- Задачи, связанные с бюджетными аспектами региональной политики
- Достижение минимально необходимой бюджетной обеспеченности российских регионов
Социальная система относится к особенному классу систем, в элементный состав которых включены люди и отношения между ними.
Система социальной защиты населения — наиболее развитый вид социальной системы и для нее характерны такие системно создаваемые качества, как цель, иерархия, управление, синергия.
Если гомогенные системы состоят только их социальных элементов (например, семья), то в систему социальной защиты населения, как гетерогенную систему наряду с человеком включены элементы иной природы: социотехнические (предприятия, учреждения, благотворительный фонд), экосоциальные (географические районы, муниципалитеты). По сравнению с системами биологическими, техническими и другими система социальной защиты населения очень сложна, поскольку ее главный элемент — человек имеет собственную субъективность и наибольший диапазон выбора поведения. По этой причине субъект — “субъект — объектный” характер деятельности усложняет практическое использование закономерностей в социальной работе и учет их специфики.
Каждая конкретная социальная система органически связана с социальной системой более широкого масштаба и с обществом в целом как макросистемой, детерминируется ею, хотя и сохраняет относительную самостоятельность. Эта самостоятельность социальных систем обеспечивает их огромное распространение, в том числе значительные отличия между ними в пределах одного и того же типа социальных систем, или же организации, семьи, населения.
Система социальной защиты населения, будучи производственной в сфере социального порядка, объективировалась в обществе и имеет в нем относительную автономию, собственные закономерности, принципы и методы социальной работы.
Принципы экономики социальной работы — это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для экономики социальной работы характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические.
Принцип гуманизма, один из основополагающих, предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способности личности. В современных условиях социально-экономическое благополучие человека — главная цель социальной работы.
Принцип социальной справедливости. Социально-экономическая справедливость выступает не в виде абсолютной уравнительности, а прежде всего в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава при нищем персонале на предприятиях государственной формы собственности, недопущения чрезмерных ведомственных перекосов в оплате лиц на государственной службе, введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основным народным хозяйством.
Она выступает в двух формах: справедливость обмена и справедливость распределения. Обе эти формы можно ассоциировать с рыночными механизмами распределения, с одной стороны, и с государственным механизмом регулирования — с другой, т.е. с двумя плюсами “теории богатства” — частной и общественной собственностью.
Социальная справедливость предполагает активное участие всех людей в экономической жизни и политических событиях общества. Экономическая справедливость предполагает экономическую защиту как предпринимателей, так и тех, кто находится за пределами непосредственно рыночно-производственной деятельности: тех, кто не успел еще вступить в производственные отношения (дети, подростки) или не может в них вступить по объективным причинам (инвалиды, многодетные матери), а также тех, кто ушел из производства по возрасту или в связи с утратой трудоспособности (старики, инвалиды).
Иначе говоря, это означает как создание правовых условий защиты собственности и нормальной предпринимательской деятельности, а также признание права на доход от нее, так и социально-экономическую поддержку детей, пенсионеров , инвалидов и тех, кто объективно не может обеспечивать себя сам.
Принцип общественной целесообразности. Согласно этому принципу, контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Воплощением этого принципа в практике социальной работы стала система адресной социально-экономической помощи.
Принцип экономической эффективности отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности производства. Кроме того, принцип экономической эффективности состоит в оптимальном соотношении между социальными выплатами и заработной платы.
Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы. Достигается это оптимальным соотношением пособий к законодательно устанавливаемой минимальной оплате труда (например, пособие на детей составляет 70% от минимальной оплаты труда) и определяемой стоимостью прожиточного минимума. Соблюдение этого принципа требует постановки конечной цели социального благополучия населения, расчета экономической эффективности ее скорейшего достижения с максимальной пользой для каждого индивида и общества.
Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения. Согласно этому принципу, именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать этого самостоятельно в силу объективных причин. В большинстве случаев средства социальной защиты представлены двумя основными категориями:
1) постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь социально опасного уровня. Для этого государство регулирует минимальный уровень оплаты труда, максимально допустимые ставки налогообложения, гарантирует минимум бесплатного образования и медицинского обслуживания и др.;
2) сеть социальных компенсаций в виде льгот, субсидий, рассрочек, бесплатных или частично оплачиваемых услуг, поддержка бедных, стимуляция различных благотворителей.
Принцип экономической самостоятельности местных органов предполагает разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней.
Социальные пособия и другие выплаты должны гарантироваться в минимальных размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того производства из местного бюджета и местных фондов социального страхования, чтобы население региона и его администрация были заинтересованы в развитии экономики региона и его самообеспечении.
Немаловажное значение имеют и такие экономические принципы, как принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышение качества жизни, возрастание потребностей и др.
На перечисленных выше принципах основана социальная защита населения, как система, пронизывающая все уровни государства — от федерального до местного. Эти принципы направлены на сохранение пропорций, оптимального соотношения между сферами производства и потребления, ибо нельзя забывать, что социальная работа обслуживает сферу потребления. Согласно этим принципам действует механизм социальной защиты населения, проявляясь в виде социально-экономических методов в технологии его социальной поддержки.
Следует иметь в виду, что система социальной защиты населения к началу XXI столетия еще не вошла в рыночные отношения. Государство остается ее собственником в форме федеральной, республиканской или муниципальной собственности.
Для нашего государства характерно объединение института власти и института собственности. В многоукладной экономике оно должно выступать не только в качестве субъекта собственности, но и субъекты управления, т.е. включается в сферу трудовых отношений.
По этой причине экономика учреждений и предприятий социальной защиты регулируются управляющим воздействием сверху вниз. Взаимосвязи между элементами системы, как экономическими ее субъектами, подчиняются принципам планирования, демократического централизма и, частично, хозяйственного расчета. Предприятиям предписываются категории обслуживаемых, ограничивается ассортимент услуг, определяются объемы финансовых, кадровых и других ресурсов.
Обращенность социальной работы к конкретной личности ставит социального работника перед проблемой поиска наиболее эффективных приемов, методов, технологий, направленных на восстановление нарушенных связей между личностью и обществом. Это связано как с расширением числа социально уязвимых членов общества, так и с потребностью совершенствования процесса их поддержки.
В технологии социальной поддержки социально-экономические методы — это способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. А социальная цель состоит в обеспечении единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы оценивается их эффективностью, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.
Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, ибо они воздействуют на основные аспекты концепции социальной защиты: с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, с другой — оказывая человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.
Социально-экономические методы на государственном уровне решают эти задачи через правовую и социальную политику, создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества самим обеспечивать благосостояние — свое, своей семье и всего общества.
К основному экономическому методу решения этой комплексной социальной задачи можно отнести введение системы минимальных социально-экономических гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.
В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально-экономический метод, как компенсация расходов. Компенсация расходов — это возмещение расходов населения различных социальных групп органами власти в связи с ожиданием или наступившим ростом цен в связи с:
катастрофами природного или антропогенного характера;
затратами на рождение ребенка;
по уходу за инвалидами и др.
В целях социальной защиты применяются и такие социально-экономические методы, как система льгот и компенсаций, а также система государственных пособий отдельным категориям населения, определяемых законодательно.
В экономике социальной работы используются также методы позитивного и нормативного анализа, экономико-математического моделирования, экономического эксперимента и др. Эти методы, являясь методами научного познания в экономической теории, имеют важное прикладное значение.
Метод нормативного анализа связан с изучением и определением научно обоснованных социально-экономических стандартов и нормативов (допустимого уровня безработицы и бедности, оптимального размера пенсий и социальных пособий и т.д.).
Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений (например, рост цен и снижение уровня жизни).
Экономико-математическое моделирование позволяет определить причины и закономерности изменения экономических процессов и их последствий, а также дает возможность их прогнозирования.
С помощью экономических экспериментов можно рассчитать эффективность моделей социальной поддержки (отдельных групп населения, предпринимательской деятельности социальных служб, организационной структуры пенсионных служб и т.д.).
Выбор экономических методов зависит от объективной ситуации, ресурсного обеспечения, квалификации специалистов на всех уровнях системы социальной защиты населения.