Земельное право (лекции, часть 2) — Вопрос 18. Планирование использования охраны земель
- Земельное право (лекции, часть 2)
- Вопрос 13. Плата за земельные участки и оценка (арендная плата)
- Вопрос 13. Плата за земельные участки и оценка (оценка земли)
- Вопрос 13. Плата за земельные участки и оценка (кадастровая стоимость)
- Вопрос 13. Плата за земельные участки и оценка (рыночная стоимость)
- Вопрос 14. Защита прав на землю (понятия и способы защиты)
- Вопрос 14. Защита прав на землю (возмещение убытков)
- Вопрос 14. Защита прав на землю (земельные споры)
- Вопрос 15. Управление в сфере использования и охраны земель
- Вопрос 15. Управление в сфере использования и охраны земель (органы осуществляющие управление)
- Вопрос 16. Государственный кадастр недвижимости
- Вопрос 17. Землеустройство
- Вопрос 18. Планирование использования охраны земель
- Вопрос 19. Контроль за использованием и охраной земель
- Вопрос 20. Охрана земель
- Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения
- Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения (земельно-правовая ответственность)
- Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения (административная ответственность)
- Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения (гражданско-правовая ответственность)
- Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения (уголовная ответственность)
- Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения (дисциплинарная ответственность)
Вопрос 18. Планирование использования охраны земель
Планирование – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по определению перспективы развития территории на основе социально-экономических программ и утверждённой градостроительной и землеустроительной документацией.
В этих целях проводится ряд мероприятий:
1. разработка федеральных, региональных и местных программ по использованию и охране земель;
2. органы местного самоуправления разрабатывают правила землепользования и застройки;
В частности, РФ обязана разрабатывать прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, в т.ч. в сфере аграрной и экологической политики. Такой прогноз разрабатывается на среднесрочный период от 3 до 5-ти лет и ежегодно корректируется.
Наиболее детально регулируется планирование земель населённых пунктов. С этой целью в законодательстве введено 2 понятия: территориальное планирование и градостроительное зонирование.
Территориальное планирование — это планирование развития территорий, в т.ч. для установления функциональных зон, зон размещения капитальных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также зон с особыми условиями использования.
Градостроительное зонирование — это деление территорий на территориальные зоны с целью установления градостроительных регламентов для этих зон. В целях реализации градостроительного зонирования осуществляется резервирование земель для государственных и муниципальных нужд.
Порядок резервирования установлен Постановлением Правительства от 22.07.2008 г. Решение о резервировании принимают для федеральных нужд Росимущество, для нужд субъекта РФ — орган исполнительной власти субъекта РФ; для муниципальных нужд — орган местного самоуправления, который устанавливается муниципальными актами.
Решение о резервировании подлежит опубликования в СМИ субъекта РФ, если резервируются земли для государственных нужд, в том числе для федеральных нужд; если решение о резервировании для муниципальных нужд, то решения публикуется в СМИ органов местного самоуправления.
Основаниями для резервирования являются:
1. документы территориального планирования либо документация по планировке территорий;
1) схема территориального планирования РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
2) градостроительные планы;
3) генеральные планы поселений и городских округов;
4) проекты межевания территорий и проекты планировки территорий
2. государственные программы геологического изучения недр, воспроизводство минерально-сырьевой базы и рационального использования недр;
3. решение об утверждении границ зон планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения.
Само по себе решение о резервировании должно содержать следующую информацию:
1. цели и сроки резервирования;
Решение о резервировании вступает в силу не ранее его опубликования.
2. информация об ограничении прав на зарезервированные земельные участки;
3. реквизиты документов, на основании которых осуществляется резервировании;
4. сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые попадают под данное резервирование.
Срок резервирования — существенен. Общий срок резервирования — 7 лет, второй возможный вариант до 20 лет — допускается резервирование земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, не предоставленных физическим или юридическим лицам (абсолютно свободные земли) для следующих целей: для строительства железнодорожных путей, автомобильных дорог и иных линейных объектов.
Резервирование подлежит государственной регистрации.
Действие ограничения прав на резервирование земель прекращается в связи со следующими обстоятельствами:
1. истечение срока резервирования земель;
2. предоставление в установленном порядке земельного участка для целей, определённых в решении о резервировании земель;
3. изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
4. отмена решения органом государственной власти, органом местного самоуправления решения о резервировании земельного участка;
5. решение суда, которое вступило в законную силу.
На орган, который принял решение о резервировании, возложены определённые информационные обязанности:
1. в течение 5-ти дней он должен направить копию решения о резервировании и схему резервируемых земель в орган, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости (т.е. в Росреестр);
2. при прекращении ограничения прав в течение 30-ти дней с даты наступления соответствующих обстоятельств, орган должен обратиться в Росреестр с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, с заявлением о прекращении ограничения прав.
Ещё одно мероприятие в рамках планирования — инвентаризация. Инвентаризация является одним из видов землеустроительных мероприятий. Инвентаризация от лат. означает “опись”. Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению земельных участков или выявления иных характеристик земельных участков.
Впервые об инвентаризации земель был принят Указ Президента в 1993 г.
Процедура (порядок) инвентаризации. Для инвентаризации земель создаётся специальная комиссия, в состав которой включаются представители Росреестра, природоохранных органов, архитектурно-градостроительных и санитарно-эпидемиологических органов, органов сельского лесного хозяйства, представители органов местного самоуправления, собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Состав комиссии утверждается Главой местной администрации. Комиссии в ходе своих работ устанавливается качественное состояние земель и причины, приведшие к ухудшению состоянию земли. На основании этих работ комиссией разрабатываются предложения по дальнейшему использованию земельных участков.
В результате инвентаризации на каждый земельный участок устанавливается самостоятельное дело по инвентаризации, куда включаются обосновывающие расчеты, графические материалы и акт о проведении инвентаризации земель. Он должен быть подписан всеми членами комиссии.
Обобщенный результат инвентаризации с предложениями по использованию земельных участков направляется Главе местной администрации и органу исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает результаты инвентаризации и принимает решение по дальнейшему использованию.
Субъекты РФ могут устанавливать свой порядок проведения инвентаризации земель.