Земельное право (лекции, часть 2)
- Земельное право (лекции, часть 2)
- Вопрос 13. Плата за земельные участки и оценка (арендная плата)
- Вопрос 13. Плата за земельные участки и оценка (оценка земли)
- Вопрос 13. Плата за земельные участки и оценка (кадастровая стоимость)
- Вопрос 13. Плата за земельные участки и оценка (рыночная стоимость)
- Вопрос 14. Защита прав на землю (понятия и способы защиты)
- Вопрос 14. Защита прав на землю (возмещение убытков)
- Вопрос 14. Защита прав на землю (земельные споры)
- Вопрос 15. Управление в сфере использования и охраны земель
- Вопрос 15. Управление в сфере использования и охраны земель (органы осуществляющие управление)
- Вопрос 16. Государственный кадастр недвижимости
- Вопрос 17. Землеустройство
- Вопрос 18. Планирование использования охраны земель
- Вопрос 19. Контроль за использованием и охраной земель
- Вопрос 20. Охрана земель
- Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения
- Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения (земельно-правовая ответственность)
- Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения (административная ответственность)
- Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения (гражданско-правовая ответственность)
- Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения (уголовная ответственность)
- Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения (дисциплинарная ответственность)
Вопрос 13. Плата за земельные участки и оценка
1. Плата за земельные участки.
Существует две формы платы за землю:
1. земельный налог;
2. арендная плата.
1.1. Земельный налог.
Земельный налог относится к категории местных налогов. Земельный налог устанавливается исключительно нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, либо законами представительных органов Москвы и Санкт-Петербурга. Глава Налогового Кодекса о земельном налоге вступила в законную силу с 1 января 2006 года.
Субъект. Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, которые используют земельный участок на праве собственности, на праве постоянного бессрочного пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
В силу ст. 35 ЗК при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Если земельный участок предоставлен для обслуживания и эксплуатации зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности нескольких лиц, то земельный налог определяется пропорционально доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.
Объектом налогообложения являются земельные участки. Не облагаются налогом:
1) земельные участки, изъятые из оборота;
2) земельные участки из состава земель лесного фонда;
3) земельные участки, ограниченные в обороте:
-предоставленные для обеспечения обороны и безопасности государства, для обеспечения таможенных нужд;
- занятые водными объектами, находящимися в государственной собственности;
-земельные участки, занятые объектами исторического наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, объектами особо ценного культурного наследия, включенные в список всемирного наследия).
Ставка земельного налога — это размер налога за единицу налогообложения. Налоговый Кодекс предусматривает 2 вида максимальных ставок налоговых ставок (устанавливаются органами местного самоуправления или представительными органами Москвы и Санкт-Петербурга):
· 0,3% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка:
Участки в составе земель сельскохозяйственного назначения; земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования и используемые для сельскохозяйственного производства; земельные участки, предоставленные для садоводства, животноводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; земельные участки, предоставленные для жилищного строительства
· 1.5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка — в отношении остальных земель.
Допускается установление дифференцированной ставки земельного налога.
Кадастровая стоимость устанавливается на 1 января текущего года и подлежит доведению до налогоплательщиков не позднее 1 марта. Кадастровая стоимость должна доводиться до налогоплательщиков.
Для земельных участков, предоставленных в собственность после 01.01.2005 г. для жилищного строительства, установлены особенности при исчислении ставок земельного налога:
1. если земельный участок предоставлен для жилищного строительства, кроме индивидуально-жилищного строительства, земельный налог взимается в двукратном размере в течение 3-летнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации права собственности на возведенный объект:
- если в 3-летний срок объект был построен, то земельный налог, уплаченный сверх однократной ставки налога, признается излишне уплаченным и подлежит возврату налогоплательщику в общеустановленном порядке;
- если в течение 3х лет право собственности на объект не было зарегистрировано, то земельный налог взимается в четырехкратном размере вплоть до государственной регистрации права собственности на построенный объект;
2. если земельный участок предоставлен для индивидуально-жилищного строительства, то земельный налог взимается в двукратном размере в течение периода проектирования и строительства, превышающего 10-летний срок вплоть до государственной регистрации права собственности на индивидуальный жилой дом.
Льготы — это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.
Существует 2 формы льгот по земельному налогу:
1. полное освобождение от уплаты земельного налога, которое бывает двух видов:
1) на неопределенный срок (религиозные организации; организации, которые имеют в собственности дороги общего пользования; учреждения уголовно-исполнительной системы и др.);
2) на определенный срок (резиденты особых экономических зон).
Такие льготы сейчас не предоставляются физическим лицам.
2. уменьшение налоговой базы путём установления необлагаемой налогом суммы. На сегодняшний день на территории одного муниципального образования в отношении одного налогоплательщика — 10 тыс. рублей (исключительно физическим лицам: инвалиды детства, инвалиды ВОВ, герои советского союза, герои России и т.д.).
Представительные органы местного самоуправления и городов Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать иные форм льгот, а также иные формы налогоплательщиков.
- Prev
- Вперёд >>
- Prev
- Вперёд >>