Лекции по таможенному регулированию. Часть 2 — Этапы контроля таможенных платежей

Этапы контроля таможенных платежей

Этап контроля таможенных платежей — один из самых трудоемких и значимых в процессе таможенного оформления. В его составе операции по:

- проверке у участника ВЭД наличия задолженностей по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку, пеням за просрочку уплаты таможенных платежей, штрафам;

- начисление таможенных платежей и пеней (при необходимости), сопоставление и проверка сведений в ГТД (если есть КТС) о начисленных и подлежащих уплате платежах (гр.47, В) ;

- проверка обеспечения уплаты таможенных платежей;

- проверка наличия электронного документа, подтверждающего поступление средств в качестве уплаты таможенных платежей представленной ГТД;

- списание сумм таможенных платежей, пеней и сумм, начисленных при корректировке таможенной стоимости, с лицевого счета участника ВЭД;

- оформление и контроль таможенных приходных ордеров при уплате платежей в кассе таможенного органа.

В процессе контроля таможенных платежей изменения вносятся как в БД ГТД, так и в базы данных лицевых счетов, платежных документов, учета задолженностей и т.д. При необходимости сведения об оформляемых товарах, суммах платежей, состоянии счета и т.д. передаются в вышестоящий таможенный орган.

В случаях использования особых порядков декларирования (например, с подачей неполной ГТД) состав операций основного таможенного оформления и контроля может отличаться от типовой технологии. В любом случае в конце процесса — принятие решения о выпуске товаров. Таможенным инспектором проставляется в бумажной ГТД (графа Д) штамп «Выпуск разрешен» («Выпуск запрещен»), который заверяется личной номерной печатью (ЛНП) инспектора. В документы и их электронные копии вносятся все необходимые записи и отметки. После этого товар может быть вывезен за пределы Российской Федерации при экспорте или выпущен в свободное обращение при импорте.

Работа с таможенными документами внутри АСТО при этом не заканчивается. Дважды в день осуществляются регламентные передачи выпущенных ГТДэ с таможенного поста в таможню по каналам связи (если пост не использует единую базу данных таможни). Перед передачей данных средствами АСТО производится окончательный полный форматно-логический контроль ГТДэ, подлежащих передаче. Верные ГТДэ по каналам связи передаются в таможню, ошибочные — исправляются с возможным привлечением декларанта и внесением изменений в бумажные документы.

В состав информационного обеспечения АСТО входят:

1) Первичные документы на бумажных носителях. К ним относятся ГТД, ДТС, КТС, документы контроля доставки (ДКД), книжки МДП, таможенные приходные ордера (ТПО), товаро-сопроводительные и товарно-транспортные документы, контракты, паспорта сделки (ПС), счета, инвойсы, документы об уплате таможенных платежей, разрешения, сертификаты, лицензии, регистрационные документы и др., требуемые для целей таможенного оформления и таможенного контроля.

2) Электронные копии ГТД, ДТС, КТС, ДКД, ТПО (оперативная информация). Базы данных оперативной информации в АСТО в основном в трех видах:

- dbf-файлы (формат Clipper, dBaseIII);

- dbf-файлы (формат Visual FoxPro);

- база данных MS SQL Server.

Структура БД оперативной информации в АСТО должна предоставлять возможность для хранения и обработки всех видов электронных копий документов. Проектирование структуры производится с учетом средств реализации и используемой СУБД. В связи с этим структуры внутри разных систем таможенного оформления могут различаться. Передача данных из АСТО в вышестоящий таможенный орган осуществляется в dbf-файлах[2], состав и структура которых определяется приказами ГНИВЦ.

3) НСИ в электронном виде. Состав и структура НСИ определяется отраслевым стандартом. Содержание нормативно-справочной информации, используемой для целей таможенного оформления и таможенного контроля — приказами ФТС России. Справочники и классификаторы, содержание которых определено приказами ФТС России или иными нормативными документами ведутся и распространяются ГНИВЦ. В табл. 4.1 приведен краткий перечень НСИ, используемой в процессах таможенного оформления и контроля. Внесение изменений в эту часть НСИ в таможенных органах не допускается. Часть НСИ, ведение которой является прерогативой таможенного органа, ГНИВЦ не распространяется. Введенные данные таможенными органами должны передаваться в таможню, РТУ и ГНИВЦ для создания единой базы данных ЕАИС.

Классификаторы и справочники ведутся и рассылаются в виде dbf-файлов фиксированной структуры. Системами таможенного оформления и другими подсистемами ЕАИС может использоваться внутренний формат, отличный от dbf. В этом случае предусматривается конвертация данных в нужный формат.

В настоящее время в таможенных органах эксплуатируются следующие системы таможенного оформления:

- АСТО (разработчик Контакт-Софт, г.Белгород).

- АИСТ РТ21 (разработчик ЭКСИ-Софт, г.Санкт-Петербург).

Рассмотрим особенности представленных систем таможенного оформления.

АСТО и ее модули, в частности автоматизированное рабочее место таможенного инспектора (АРМ ТИ), были первыми программными средствами таможенного оформления и таможенного контроля (1990-1991г). Программные средства разработаны с использованием системы программирования Clipper и были предназначены для эксплуатации в среде MS DOS. В настоящее время АСТО при проведении необходимой настройки может функционировать в Windows 95, 98, NT, 2000, XP и т.д. Программное средство поддерживает DOS-интерфейс, и с точки зрения интерфейса пользователя не соответствует современному уровню разработок. Тем не менее, таможенники, использовавшие АСТО, находят его интерфейс достаточно удобным вследствие высокой эргономичности, настраиваемости и близости экранных форм ввода и корректировки к формам первичных документов.

АСТО разрабатывалась как наращиваемая система. Его модулями являются автоматизированные рабочие места, использующие общую базу данных. После АРМ ТИ в состав АСТО были включены АРМ Достоверность, выполняющий функции полного форматно-логического контроля ГТДэ, ДТСэ и КТСэ, АРМ контроля таможенных платежей (КТП), предназначенный для решения задач по учету, контролю и анализу поступления и перечисления в бюджет таможенных платежей, как в отделе таможенного оформления, так и в отделе таможенных платежей, АРМ ТПО для выполнения функций сбора данных о перемещении товаров физическими лицами в неторговом обороте.

Функциональная структура АСТО является наиболее полной и позволяет решать все задачи в процессе типового таможенного оформления.

Основным недостатком этой системы является устаревшая платформа реализации. Однако, требования к техническим средствам у АСТО минимальные, что позволяет использовать эту систему при небольших объемах данных на слабых комплексах технических средств (процессор начиная от Intel 386). Сегодня АСТО и ее составляющие — самые широко используемые программные средства таможенного оформления и контроля.

Автоматизированная информационная система таможни (АИСТ) РТ21 — программный продукт, появившийся в таможенных органах в 1997 году. Система АИСТ РТ 21 реализована на основе технологии «клиент-сервер» с использованием для серверной части СУБД MS SQL Server, клиентской — Delphi.

С появлением АИСТ РТ 21 таможенные органы получили инструмент, позволяющий хранить, обрабатывать и передавать данные современными методами, значительно повысить оперативность, надежность и интегрированность системы. Кроме того, объемы данных в крупных таможенных органах постоянно растут и давно «переросли» возможности dbf-файлов. Внедрение АИСТ РТ 21 диктовалось не только требованиями к современному уровню разработок, но и необходимостью оперативного решения всего комплекса задач таможенного оформления и таможенного контроля на больших объемах данных, с возможностью выполнения своих функций одновременно несколькими должностными лицами.

Недостатком АИСТ РТ 21 можно считать высокие требования к комплексу технических средств, уровню подготовки персонала и относительно невысокую эргономику при выполнении операций ввода, корректировки и контроля данных.

В отдельных таможенных органах применяются другие программные средства таможенного оформления и контроля. Их распространение весьма ограничено и объясняется наличием специфических требований или технологических операций в данном таможенном органе. В настоящее время ГНИВЦ рекомендует для использования в крупных таможенных органах и (или) при наличии технических возможностей АИСТ РТ 21, в других случаях — АСТО.

Вы здесь: Главная Право Общие лекции Лекции по таможенному регулированию. Часть 2