Лекции по таможенному регулированию. Часть 2 — Автоматизированные системы таможенного оформления (АСТО)

Автоматизированные системы таможенного оформления (АСТО)


АСТО — комплексная автоматизированная система таможенного оформления и таможенного контроля, включающая в себя самостоятельные программные модули, автоматизирующие операции, выполняемые должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля в соответствии с нормативно-правовыми актами ФТС России. АСТО осуществляет информационную поддержку принятия решений инспекторами в ходе осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу посредством обработки электронных копий документов, необходимых для таможенных целей, а также анализа информации, содержащейся в базах данных ЕАИС.

С использованием АСТО производится таможенное оформление и таможенный контроль как товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности в торговом обороте, так и товаров, не предназначенных для коммерческой деятельности, перемещаемых физическими лицами в упрощенном (льготном) режиме.

АСТО должна минимально состоять из следующих модулей:

- модуль контроля за доставкой и транзитом товаров и транспортных средств;

- модуль контроля товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, на временном хранении;

- модуль основных операций таможенного оформления и таможенного контроля;

- модуль декларирования в электронной форме;

- модуль таможенного оформления товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, перемещаемых физическими лицами в упрощенном (льготном) порядке;

- модуль контроля условного выпуска товаров;

- модуль оформления результатов фактического контроля (таможенного досмотра);

- модуль ведения НСИ;

- модуль обмена данными и взаимодействия с внешними системами.

Все программные модули, входящие в АСТО выполняют следующие функции:

а) прием требуемых электронных копий документов;

б) проведение форматно-логического контроля электронных копий документов, представленных к таможенному контролю, на соответствие определенным нормативным актам, структуре и формату данных;

в) анализ НСИ, в том числе нормативно-методических актов и ориентировок, автоматическая выработка рекомендаций инспектору о необходимости и последовательности осуществления тех или иных действий в процессе таможенного контроля;

г) выявление рисков, возникающих при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, выработка рекомендаций должностному лицу по локализации фактов нарушений и дальнейших действиях;

д) формирование, корректировка и печать электронных форм документов;

е) формирование отчетов, установленных нормативными актами ФТС России или необходимых инспектору;

ж) протоколирование всех технологических операций.

Рассмотрим типовой порядок выполнения технологических операций должностными лицами таможенного органа[1] в процессе выполнения основного таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности в торговом обороте (рис.4.3). Представленная технология не распространяется на случаи декларирования товаров в электронной форме.

Инспектором таможенного органа осуществляется прием от таможенного брокера (декларанта) документов в составе: грузовая таможенная декларация (ГТД), декларация таможенной стоимости (ДТС), контракт, паспорт сделки, сведения об уплате таможенных платежей (платежный документ) и другие документы, требуемые для таможенных целей. ГТД и ДТС представляются также в электронном виде (ГТДэ, ДТСэ) на магнитном носителе или по электронной почте, если в таможенном органе принят такой способ обмена данными с брокером. Инспектор проверяет правильность заполнения бумажных документов, проводит сопоставление сведений, содержащихся в электронных копиях и бумажных документах со сведениями, содержащимися в других базах данных и НСИ. В случае выявления нарушений или несоответствий ГТД не принимается к таможенному оформлению.

Принятые ГТД регистрируются в журнале. В некоторых таможенных органах используется регистрация исключительно в электронном журнале, в некоторых — и в электронном, и в бумажном. Под регистрацией понимается присвоение ГТД регистрационного номера. Формат номера ГТД имеет вид:

XXXXXXXX/ДДММГГ/NNNNNNN,

где XXXXXXXX — код таможенного органа, зарегистрировавшего ГТД,

ДДММГГ — дата регистрации ГТД,

NNNNNNN — номер по порядку. Нумерация начинается с единицы с начала года.

Номер проставляется в документах и их электронных копиях. Электронные копии записываются в базу данных зарегистрированных ГТД таможенного органа. Далее должностными лицами производится процедура основного таможенного контроля. На любом из этапов контроля должностными лицами может быть произведен досмотр товаров, а также взяты образцы для проведения экспертизы товаров.

В части определения правильности кода товара проводится контроль достоверности и полноты сведений, содержащихся в электронных копиях ГТД и иных документах, в целях идентификации товара, также классификации товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Решения о классификации кодов товаров в соответствии с ТНВЭД принимаются в рамках своих полномочий таможенными органами разного уровня. Решения, принятые ФТС России, размещаются на интернет-сайте www.customs.ru. Инспектор, проанализировав предоставленную информацию, принимает решение о классификации кода, либо формирует запрос о предоставлении дополнительных документов. При необходимости вносятся изменения в ГТД (ГТДэ).

Контроль правильности заявленной страны происхождения товаров производится, в частности, для принятия решений о предоставлении тарифных преференций (льгот) и определения сумм таможенных платежей, подлежащих к уплате. Для этого необходимо ознакомиться с документами (решения, сертификаты, контракт и др.) и принять решение о правильности указанной страны.

Контроль лицензий и квот направлен на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации, устанавливающего запреты и ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров. Инспектор производит проверку наличия и правильность заполнения реквизитов разрешений, лицензий, сертификатов, предусмотренных законодательством, а также сведений, подтверждающих прохождение ветеринарного, фитосанитарного и иных видов контроля.

Сведения о предоставлении лицензий, квот, товарах требующих обязательной сертификации передаются в ГНИВЦ ФТС министерствами и ведомствами в электронном виде. ГНИВЦ осуществляет рассылку данных в виде НСИ в таможенные органы. В процессе таможенного контроля должностным лицом производится анализ документов и НСИ. При необходимости оформляется запрос на предоставление дополнительных документов.

В части валютного контроля производится сопоставление ГТД и данных, содержащихся в контрактах, паспортах сделки и документах, подтверждающих расчеты с иностранным контрагентом за декларируемые товары.

При контроле правильности определения таможенной стоимости обеспечиваются проверка выбора метода оценки стоимости на основании представленных документов и НСИ, расчет величины стоимости за единицу товара, проведение при необходимости временной (условной) и окончательной корректировок таможенной стоимости (КТС), оформление бумажной и электронной копии КТС, внесение изменений в ГТДэ.

Вы здесь: Главная Право Общие лекции Лекции по таможенному регулированию. Часть 2