Лекции по таможенному регулированию. Часть 2 — Информационные технологии систем компьютеризации таможенной деятельности

Информационные технологии систем компьютеризации таможенной деятельности

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России


Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ФТС России представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности. ЕАИС понимается как инструмент реализации основных информационных технологий таможенной службы. Основным назначением ЕАИС таможенной службы является повышение эффективности формирования и осуществления единой таможенной политики государства и деятельности таможенных органов.

Для организации работ по реализации программ поэтапной разработки ЕАИС при ФТС России в 1991 году создан Главный Научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ ФТС России) как научно-производственная организация по созданию, внедрению и эксплуатации ЕАИС.

Аналогичные автоматизированные информационные системы созданы и продолжают развиваться практически во всех таможенных службах развитых стран. Например, в США, Англии, Франции, Германии такие системы создавались применительно к национальным таможенным правилам более 20 лет. ЕАИС ФТС России создавалась в крайне сжатые сроки. Результатом первого этапа стал выпуск в 1994 году сборника таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации. К этому моменту была повсеместно внедрена технология автоматизированного ввода, контроля и сбора данных начиная от таможенных постов и заканчивая формированием центральной базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТД). К 1996-1997 гг. закончилась разработка первого этапа ЕАИС, и к этому моменту были компьютеризированы все наиболее важные функции таможенных органов.

Сложность многоуровневой структуры системы таможенных органов России, множественность их функций и задач, определили и сложность структуры ЕАИС. Рассмотрим структуру ЕАИС с двух основных точек зрения, выделяя:

1) иерархическую структуру;

2) функциональную структуру.

Иерархическая структура ЕАИС строится относительно субъектов автоматизации и базируется на иерархической структуре таможенных органов. Структура включает подсистемы ФТС России, регионального таможенного управления (РТУ), таможни и таможенного поста.

Функциональная структура ЕАИС классифицирует подсистемы относительно объектов автоматизации (рис.4.2) и определяется составом функций и задач таможенных органов. Большая часть задач ЕАИС решается на нескольких уровнях иерархии.

Основная цель создания ЕАИС — реализация основных таможенных технологий и функций таможенных органов как автоматизированных технологий внутри интегрированных информационных систем.

Указанная цель достигается за счет решения следующих основных задач:

- постоянного совершенствования программно-технического обеспечения ЕАИС путем внедрения современной компьютерной и телекоммуникационной техники, новейшего системного и прикладного программного обеспечения;

- создания единого информационного пространства таможенных органов с участием внешних субъектов (заинтересованные министерства и ведомства, органы местного управления, участники внешнеэкономической деятельности, банки, брокеры, таможенные и правоохранительные службы иностранных государств);

- формализации, стандартизации и упрощения таможенных процедур, технологий, нормативно-методической базы;

- повышения удобства обслуживания участников ВЭД, снижения сроков оформления и досмотра товаров;

- разработки и внедрения объективной системы показателей оценки таможенных рисков, оценки ситуации и принятия решений;

- внедрения форм электронного декларирования и безбумажной технологии;

- уменьшения трудоемкости ввода, контроля и оформления документов, составления отчетов и справок;

- уменьшения количества ручных операций в процессах таможенного оформления и контроля;

- повышения достоверности информации, формируемой на всех уровнях таможенной системы;

- развития существующих и создания новых механизмов взаимодействия между таможенными органами и органами государственной власти и управления, министерствами и ведомствами (в том числе иностранными), банками, участниками ВЭД и т.д.

ЕАИС — это постоянно развивающаяся система. Поэтому состав требований к ЕАИС в процессе ее развития претерпевал множество изменений. Необходимо учитывать, что разработка и внедрение новых подсистем, а также совершенствование существующих подчинено целям и задачам таможенных органов, которые диктуются экономической политикой России.

Требования к функциональной структуре ЕАИС учитывают состав задач таможенных органов. Роль таможенной службы России как инструмента экономической политики очень важна и постоянно повышается. В связи с этим постоянно растет количество задач (в том числе федерального значения), решаемых таможенными органами. Этим обусловлено требование этапности реализации и внедрения подсистем, функций и задач. Поэтапная реализация и развитие ЕАИС позволяют в первую очередь автоматизировать главные и наиболее «критичные» направления деятельности, а также получать результаты за минимальные сроки.

Учитывая изменяющиеся требования к функциональной структуре ЕАИС, все разрабатываемые подсистемы и технологии должны быть гибкими и иметь возможность наращивания и модернизации в соответствии с потребностями ФТС России.

Требования по стандартизации и унификации вытекают из потребности совместимости всех подсистем и элементов между собой и автоматизированными системами других ведомств. В настоящее время в рамках ЕАИС внедрены и используются следующие основные отраслевые стандарты:

- состав и структура нормативно-справочной информации (НСИ);

- положение о фонде программных средств ГНИВЦ;

- формат электронной копии ГТД (ГТДэ);

- состав и формы отчетных документов, формируемых таможенными органами;

- порядок сбора, контроля, передачи и обработки первичной таможенной информации и другие стандарты.

Требования по защите информации от несанкционированного доступа включают как требования по защите средств вычислительной техники и систем телекоммуникации, так и требования по защите автоматизированной системы. Формулирование и реализация требований по защите информации от несанкционированного доступа производятся в соответствии с ГОСТ 34.003-90, ГОСТ 34.601-90 руководящими документами Гостехкомиссии.

Требования по сохранности информации предполагают реализацию физической и системной защиты информации на всех этапах сбора и передачи данных таможенной системы путем:

- резервирования информации;

- наличия процедур восстановления данных;

- организации хранения и порядка использования документов и магнитных носителей;

- наличия регламента и протоколирования случаев корректировки и удаления данных;

- использования ведомственных и защищенных каналов связи;

- регулирования доступа в помещения обработки и хранения информации.

Требования к производительности и оперативным характеристикам системы диктуются с одной стороны минимизацией времени выполнения операций в процессах таможенного оформления и контроля, жестким соблюдением регламентных сроков представления информации в вышестоящие органы, центральному аппарату и Правительству, а с другой стороны — большими объемами хранимых и обрабатываемых данных. Таким образом, требования к производительности в ЕАИС одни из самых высоких для класса экономических информационных систем.

Требования к видам обеспечения включают требования к нормативно-методическому, математическому, информационному, программному и техническому обеспечению. Конкретные требования формируются исходя из целей и задач разрабатываемых подсистем.

Вы здесь: Главная Право Общие лекции Лекции по таможенному регулированию. Часть 2