Лекции по таможенному регулированию. Часть 2 — Таможенный контроль

Таможенный контроль


Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (статья 13 ТК). Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК (статья 14).

Положения действующего ТК в части таможенного контроля приближены к международным стандартам. Под международными стандартами предполагаются, прежде всего, положения Киотской Конвенции.

При проведении таможенного контроля таможенные органы руководствуются следующими основными принципами.

1. Выборочность. Данный принцип может трактоваться как «выборочность объектов» — т.е. не все грузы, товары, документы и др. подвергаются таможенному контролю, так и «выборочность форм контроля» — по отношению к контролируемым грузам и товарам не обязательно применять все формы и методы контроля.

2.Анализ и управление рисками. Применение этого принципа диктуется требованиями предыдущего. На основе анализа и управления рисками выявляются товары, транспортные средства, лица и документы, и определяется степень такой проверки. Эта философия основана на том, что все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно. Ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить свои усилия на наиболее рисковых операциях и поставках. И, напротив, там, где рисков нет, либо где риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, нужно предлагать бизнесу самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек предпринимателей, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.

3. Принцип бюджетной эффективности. Согласно этому принципу, необходимо понять насколько затраты таможенных органов со стороны государства, налогоплательщиков окупаются с точки зрения тех интересов и целей, которые защищаются. Проиллюстрировать это можно на следующем примере. Понятно, что не все пассажиры, проходящие через «зеленый коридор», не имеют при себе товаров или валютных ценностей, подлежащих письменному декларированию. При этом очевидно, что предполагаемые нарушения не могут существенно повлиять на оборот товаров, «взорвать» ситуацию на рынке, увеличить поступления в бюджет. Но усилия, которые затратила бы таможенная служба на проверку каждого пассажира, закончились бы грошовыми поступлениями в бюджет и колоссальными затратами государства на содержание контролеров.

4. Принцип взаимодействия и сотрудничества. Таможенные органы сотрудничают и взаимодействуют с другими органами исполнительной власти, таможенными и правоохранительными органами иностранных государств, участниками ВЭД.

При таможенном оформлении товаров проверка ГТД, иных документов, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в ГТД, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия ГТД, за исключением случаев, когда ТК установлены более короткие сроки. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них.

Таможенными органами используются следующие формы таможенного контроля:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение пояснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

10) таможенная ревизия.

Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации. Непосредственно с ГТД подается стандартный набор дополнительных документов. При подозрениях, что сведения недостоверны, необходимо получить дополнительные документы. Запрос делается в письменной форме. Если требование влияет на выпуск (например, товары запрещены к ввозу на территорию РФ), в этом случае товары задерживаются до момента предоставления документов. Во всех остальных случаях не предоставление документов не задерживает выпуск товаров.

Должностные лица могут проводить устный опрос физических лиц, а также уполномоченных представителей организаций без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

Получение пояснений — получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, от уполномоченных представителей организаций, декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих такими сведениями. 2. Пояснение оформляется в письменной форме.

Таможенное наблюдение — гласное, целенаправленное, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств — внешний визуальный осмотр товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, проводимый уполномоченными должностными лицами таможенного органа, если такой осмотр не связан со вскрытием транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушением упаковки товаров. Таможенный осмотр может осуществляться без присутствия уполномоченных лиц декларанта, участника ВЭД, но если они изъявят желание участвовать в осмотре, то имеют на это полное право. Если не выявлено обстоятельств, которые бы насторожили таможенника, акт может не составляться.

Таможенный досмотр — осмотр товаров и транспортных средств должностными лицами таможенного органа, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Уполномоченное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, имеющее полномочия в отношении товаров. При таможенном досмотре товаров могут присутствовать, а по требованию таможенника обязаны присутствовать указанные лица либо их представители. При отсутствии представителя, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством. При таможенном досмотре составление акта обязательно.

Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории, или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК. Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа в письменной форме.

Перед началом личного досмотра таможенник обязан объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары. Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного досмотра должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником. При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица вправе присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие.

Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров. Досматриваемое лицо (его законный представитель) в ходе досмотра обязано выполнять законные требования таможенника и имеет право:

– требовать объявления ему решения начальника таможенного органа о проведении личного досмотра;

– ознакомиться со своими правами и обязанностями;

– давать объяснения, заявлять ходатайства;

– знакомиться с актом личного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт;

– пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика;

– обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по окончании проведения личного досмотра, если были ущемлены права и законные интересы.

О проведении личного досмотра составляется акт в двух экземплярах. Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр, физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр (его законным представителем), понятыми, а при обследовании тела досматриваемого — медицинским работником. Второй экземпляр акта вручается досмотренному лицу (его законному представителю).

Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации. Сегодня это только акцизные марки по алкогольным напиткам и табачным изделиям, но в перспективе предполагается использование специальных идентификационных знаков для любых товаров (где это возможно). Это позволит контролировать импорт отдельных категорий товаров.

Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки. Проведение осмотра жилых помещений не допускается. ТК ограничивает круг помещений и территорий, которые могут досматриваться при таможенном контроле. Осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания, подписанного начальником таможенного органа, и служебного удостоверения. В случае отказа обеспечить доступ должностных лиц в помещения и на территории они вправе входить в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты. Обо всех случаях вхождения в помещения и на территории с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 часов. По результатам осмотра составляется акт. Второй экземпляр акта вручается лицу, чьи помещения или территории осматривались.

Таможенные органы проводят таможенную ревизию — проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц. Таможенная ревизия проводится в двух формах: общей и специальной. Общая ревизия отличается от специальной только тем, что при ее проведении нельзя вмешиваться в деятельность предприятия. Общая ревизия может проводиться не более трех дней. Придя на предприятие, таможенник должен четко представлять, какую информацию он должен получить. Он не имеет права препятствовать, мешать производственной деятельности, налагать аресты, изымать и опечатывать товары, документацию и т.д. Общая ревизия может проводиться только у декларантов, импортеров и экспортеров, т.е. тех, кто непосредственно представлял документы и заключал внешнеэкономическую сделку.

При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы вправе:

– требовать безвозмездного представления любой документации и информации (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, относящейся к проведению производственных, коммерческих или иных операций с товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации, и знакомиться с ней;

– осматривать помещения и территории проверяемого лица, а также проводить осмотр и досмотр товаров в присутствии уполномоченных представителей проверяемого лица, а в случае проведения таможенной ревизии у индивидуального предпринимателя — в присутствии двух понятых;

– проводить инвентаризацию товаров в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;

– проводить изъятие товаров либо налагать на них арест.

Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.

В случаях, если для целей таможенного контроля необходимы специальные познания, назначаются экспертизы и исследования, которые проводятся специалистами таможенных лабораторий или другими экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи заключения. Расходы на проведение экспертиз, возникшие у таможенных органов, таможенных лабораторий и иных экспертов и организаций, проводивших экспертизы, возмещаются за счет федерального бюджета, за исключением случаев проведения экспертизы не по инициативе таможенных органов.

При обнаружении таможенными органами незаконно перемещенных товаров, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение действующих запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение в порядке. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем.

В результате таможенного контроля на товары может быть наложен арест в трех случаях: 1) товары без наличия марок и специальных идентификационных знаков; 2) товары, на которые отсутствуют коммерческие документы и сведения об их выпуске; 3) товары, используемые не по назначению, в отношении которых представлены льготы по уплате таможенных платежей.

Результаты проведения таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями ТК, могут быть признаны в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

Вы здесь: Главная Право Общие лекции Лекции по таможенному регулированию. Часть 2