Лекции по таможенному регулированию. Часть 2 — Взаимодействие ЕАИС с внешними системами
- Лекции по таможенному регулированию. Часть 2
- Оформление ГТД
- Особенности осуществления таможенных процедур по отношению к физическим лицам
- Таможенный контроль
- Организация валютного контроля в Российской Федерации
- Осуществление валютного контроля за экспортно-импортными операциями таможенными органами
- Контроль за перемещением наличной валюты физическими лицами
- Информационные технологии систем компьютеризации таможенной деятельности
- Автоматизированные системы таможенного оформления (АСТО)
- Этапы контроля таможенных платежей
- Центральная база данных ЕАИС ФТС России
- Таможенная статистика внешней торговли
- Взаимодействие ЕАИС с внешними системами
- Перспективные направления развития ЕАИС
Взаимодействие ЕАИС с внешними системами
Большая часть задач ЕАИС не являются исключительно «таможенными» задачами. Некоторые другие — решить без привлечения информации внешних подсистем затруднительно, либо вообще невозможно. В предыдущем параграфе рассматривалась задача сопоставления данных ТСВТ, информация для которой предоставляется иностранными государствами. В свою очередь ФТС России формирует информационные массивы на основе ГТД для передачи странам-контрагентам. При решении задач таможенного контроля, борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил и т.д. необходимо информационное взаимодействие с МВД, Прокуратурой и др. правоохранительными органами. Задачи борьбы с экономическими мошенничествами и преступлениями решаются совместно с ФНС, Минфином, Банком России.
Пополнение федерального бюджета — основная задача таможенных органов Российской Федерации. Функции учета и контроля поступления средств в счет уплаты таможенных платежей возложены на Минфин (Федеральное Казначейство), Банк России и ФТС России. В ФТС России вопросами учета, контроля и анализа таможенных платежей занимается Главное управление федеральных таможенных доходов (ГУФТД).
Рассмотрим процесс перечисления денежных средств в бюджет (рис.4.5). Участник производит в банке перечисление средств в качестве уплаты таможенных платежей со своего счета на счета, открытые в ОПЕРУ-1 Центрального Банка для Главного управления федерального казначейства (ГУФК). Счета открыты по региональному принципу: для каждого РТУ выделена своя группа счетов. Существуют счета в рублях, евро, долларах США и японских йенах[4]. Участник ВЭД производит уплату на счет того региона, где он планирует проводить таможенное оформление. В целях дальнейшей идентификации платежных документах участник ВЭД должен указать свои реквизиты и реквизиты таможенного органа, в котором будет оформление, а также произвести разбивку суммы средств по видам таможенных платежей (сборы, пошлина, акциз, НДС и другие).
Банк формирует электронную выписку с информацией произведенного платежного поручения, которая передается в Банк России. Банк России принимает и контролирует электронные выписки и факт поступления средств на счета. Ежедневно формируется порция поступивших выписок, которая передается в ГУФТД ФТС России.
ГУФТД в оперативном режиме принимает выписки, производит первичную идентификацию платежных поручений и передает данные о произведенных участниками ВЭД таможенных платежах в РТУ. Для предприятий и организаций федерального значения (крупных плательщиков таможенных платежей) лицевые счета ведутся в ФТС России, для остальных — в РТУ, таможнях и таможенных постах. Информация выписок передается до уровня таможенного органа, ведущего учет и контроль движения средств по данному участнику ВЭД.
В таможне (таможенном посту) суммы поступивших средств учитываются по кредиту (приход) лицевого счета участника ВЭД. Факты и суммы использования поступивших средств (оформление ГТД, уплата пеней, штрафов и др.) — в дебете (расход) этого счета. Расходуемые средства перечисляются в бюджет. Для этих целей таможенным органом ежедневно формируется реестр о перечислении средств в бюджет, который в электронном виде передается в вышестоящий таможенный орган. В РТУ сформированные таможенными органами реестры суммируются и формируется общий реестр на перечисление средств со счета в бюджет.
ФТС принимает электронные реестры из РТУ и по их итогам ежедневно осуществляет перечисление средств в Федеральный бюджет. Автоматизированная система учета и контроля таможенных платежей имеет огромное государственное значение: 1/3 доходной части бюджета составляют таможенные платежи. Таких высоких показателей нет ни в одной развитой стране мира.
Для обеспечения уровня собираемости таможенных платежей в автоматизированной системе «Таможенные платежи» разработаны программные средства по следующим направлениям:
- контроль правильности начисления таможенных платежей и их уплаты участниками ВЭД;
- контроль и анализ процесса перечисления таможенных платежей со счетов таможенных органов в госбюджет;
- контроль и учет исполнения участниками ВЭД соглашений и графиков погашения задолженностей по уплате таможенных платежей;
- анализ деятельности таможенных органов по взиманию таможенных платежей;
- анализ структуры и динамики товаропотоков с целью определения плановых показателей по взиманию таможенных платежей;
- анализ результатов применения системы льгот по уплате таможенных платежей;
- контроль деятельности таможенных органов по предоставлению льгот по уплате таможенных платежей;
- контроль и анализ деятельности крупных плательщиков таможенных платежей;
- контроль и анализ ввоза-вывоза подакцизных товаров и использования марок акцизного сбора;
- контроль деятельности банков-гарантов;
- контроль взимания платежей в неторговом обороте.
Программные средства разработаны для уровней ФТС (в среде Oracle), РТУ, таможен и таможенных постов (Clipper, Visual Foxpro).
База данных ФТС России и отчеты, представленные в Банк России, используются для составления платежного баланса Российской Федерации.
В качестве программных средств используются следующие системы.
Комплекс программных средств ТБСВК (для ГНИВЦ и ФТС России).
АРМ Банк — для установки в уполномоченном банке. Имеются две реализации АРМ Банк:
- для СУБД MS SQL Server, клиентская часть разработана с использованием Visual Basic;
- для работы с dbf-файлами, программа разработана в системе программирования Clipper.
Таможенными брокерами и декларантами осуществляется большой объем работ по подготовке документов и их электронных копий для целей таможенного оформления. Эффективность работы должностных лиц таможенных органов тесно связана с качеством документов, подготавливаемых брокерами и декларантами.
Таможенные брокеры и декларанты представляют услуги по широкому спектру внешнеэкономической деятельности:
- комплексное таможенное оформление;
- экспертиза внешнеэкономических контрактов;
- услуги по сертификации и лицензированию;
- оптимизация логистической работы (транспортировка и хранение товаров);
- юридические консультации и помощь в сложных вопросах, связанных с таможенным оформлением и др.
В своей работе брокеры используют специализированные программные средства, автоматизирующие функции:
- ввода, ведения и хранения справочных баз данных;
- ввода и контроля показателей ГТД, ДТС, КТС;
- загрузки и обработки файлов со справочными данными и данными ГТД, ДТС, КТС, карточек транспортных средств;
- проведения расчетов таможенных платежей;
- формирования паспортов транспортных средств;
- передачи электронных копий грузовых таможенных деклараций в таможенный орган;
- формирования отчетности, представляемой брокером в таможенный орган.
Одним из самых распространенных является программное средство АРМ Брокер (разработчик Контакт-Софт). Преимуществом использования данного средства является то, что оно полностью совместимо с основными программными средствами таможенного оформления (АРМ ТИ и АСТО).