История педагогики (Лекция №12 — Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 — 1945 годах)

Его педагогические находки обогатили педагогическую науку. Открытия Макаренко оказали существенное влияние, как на педагогику, так и многие другие науки — социальную педагогику, педагогическую психологию и др.

Гуманист, мыслитель, педагог — В.А. Сухомлинский (1918 — 1970), величайший отечественный педагог-практик советской школы. Он проработал 33 года директором Павлышской средней школы. Опыт своей многолетней работы он обобщил в многочисленных статьях и книгах «Сердце отдаю детям» (1969), «Павлышская средняя школа» (1969), «Рождение гражданина» (1971), «Духовный мир школьника» (1961) и др., которые вызвали большой интерес у педагогов СССР, так и за рубежом.

В.А. Сухомлинский создал оригинальную целостную систему, основанную на признании личности ребенка высшей ценностью процесса воспитания и образования. Воспитание, по Сухомлинскому, это гармония социального врастания человека в общество, гуманизма и индивидуального подхода. Процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников, их идеалов, интересов, мыслей, переживаний. В воспитание он включил этические категории — долг, честь, достоинство, добро, справедливость и свободу.

Сухомлинский ввел такое понятие, как «воспитываемость» — то есть способность человека быть воспитанным. Далеко не каждый ребенок, по мнению Сухомлинского, этим качеством обладает. Сухомлинский демонстрировал пути и средства повышения уровня воспитуемости через снятие «толстокожести», поэтапно развивая умения чувствовать красоту природы, слова, музыки, живописи и др. видов искусства.

В.А. Сухомлинский убеждает, что умственный труд — это не сидение ребенка на уроке или за книгой дома, он опирается не на зубрежку, а на усилие мысли в процессе творчества. «Подлинная школа — это царство деятельной мысли», — писал В.А. Сухомлинский.

Время, необходимое для домашних уроков, должно быть обратно пропорционально свободному времени ученика. Поэтому Сухомлинский настаивал на том, чтобы основная работа проходила на уроке, чтобы ребенок не тратил долгие часы на домашние задания, тогда у него останется больше времени для любимого занятия, например, чтения. В школе педагог собрал золотой фонд мировой литературы из 200 произведений, которые каждый ученик должен был прочитать за школьные годы.

Перегрузка ученика, по мнению Сухомлинского, есть показатель непрофессионализма учителя. На уроках должно рожаться чувство радости и успеха. Оценка должна быть только положительной. Отсутствие оценок не вина, а беда ученика, а в беде ребенку необходимо помогать.

В Павлышской средней школе Сухомлинский стремился к созданию высоконравственного школьного коллектива, в котором не возникает вопроса о наказаниях, царит атмосфера взаимопонимания. Регуляторами поведения ребенка должны быть нравственные нормы и традиции коллектива. В школе была разработана комплексная программа «воспитания красотой», в эпицентр которой было положено эстетическое воспитание школьников.

Многие взгляды Сухомлинского на воспитание не соответствовали линии, проводимой официальной педагогикой. Его труды были подвергнуты критике, а сам автор был обвинен в распространении «абстрактного гуманизма». Несмотря на это В.А. Сухомлинский останется навсегда классиком отечественной педагогической мысли, проводником идей гуманистической педагогики.

Вы здесь: Главная Педагогика История педагогики История педагогики (Лекция №12 — Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 — 1945 годах)