История педагогики (Лекция №12 — Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 — 1945 годах)
- История педагогики (Лекция №12 — Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 — 1945 годах)
- Задачи культурной революции и новые принципы 2
- Задачи культурной революции и новые принципы 3
- Задачи культурной революции и новые принципы 4
- 2. Педагогика и школа в 30 — 40-х годах XX века в СССР.
- 2. Педагогика и школа в 30 — 40-х годах XX века в СССР. 2
- 3. Советская педагогическая мысль в 20-х — 40-х годах XX века.
- Советская педагогическая мысль в 20-х — 40-х годах 2
- Советская педагогическая мысль в 20-х — 40-х годах 3
3. Советская педагогическая мысль в 20-х — 40-х годах XX века.
3. В 1920-е годы экспериментальная активно велась работа в опытно-показательных учреждениях, включающих в себя комплекс разных воспитательно-образовательных и просветительных учреждений: детского сада, школы, курсов для учителей. Во главе наиболее известной из них — «Первая опытная станция», стоял советский педагог С.Т. Шацкий (1878– 1934).
Еще до революции в мае 1905 году Шацкий развернул культурно-просветительскую деятельность, открыв детскую летнюю трудовую колонию возле Москвы (Щелково) и продолжив эту работу в детских клубах в городе зимой. По инициативе А.У. Зеленко и С.Т. Шацкого было организовано культурно-просветительное общество «Сеттльмент» для бедных детей, с целью приобщить их к полезной деятельности, к творчеству, к труду и учению.
В 1911 году Шацкий и его единомышленники открыли в Калужской области колонию для детей «Бодрая жизнь», а в 1914-1915 она была преобразована в Опытную станцию, где он вел поиск новых форм и методов воспитательной работы с детьми. В опытную станцию водили несколько воспитательных учреждений: ясли, детский сад, начальная и дополнительная школы, мастерские, библиотеки, местный музей и др.
На базе сложившегося еще до революции педагогического коллектива в 1919 году Наркомпрос одобрил идею Шацкого открыть Первую опытную станцию по народному образованию. Станция была комплексом научно-исследовательских педагогических учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений, просветительских учреждений для взрослых, где на основе единой программы разрабатывались и апробировались на практике формы и методы воспитания.
Как и многие другие педагоги своего времени Шацкий рассматривал роль социальной среды выше, чем факторы наследственности, доказывая, что нового человека социалистического общества сможет сформировать новая социальная среда.
Целью педагогики по Шацкому является научение ребенка сочетанию личных и групповых интересов, научение коллективному труду, не обучение, но развитие способностей.
В 1932 году решением Наркомпроса была закрыта Первая опытная станция, а его основателя отправили работать директором Московской консерватории. В 1934 году на Шацкого сфабриковали дело, по подозрению в связях с «врагами народа», а 30 декабря 1934 года он скончался.
Заметное влияние на развитие отечественной педагогической науки в первое десятилетие советской власти оказал советский Песталоцци — П.П. Блонский (1884-1941), который разработал основы трудовой политехнической школы, обосновал ее концепцию, развил идеи обучения и воспииания ребенка, уважения его личности, потребности и интересов, разностороннего умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей.
Подлинная школа для Блонского — это школа жизни, с реальными. А не формальными знаниями, самодеятельного детского труда. В такой школе, он считал, дети должны проводить исследования, ставить эксперименты, вести наблюдения за жизнью.
Главным произведением и идеей его педагогической системы стала «Трудовая школа» (1919). Он, по мнению Блонского, должна сочетать научные знания и выработанные в воспитанниках волю и способность в деятельности.