История педагогики (Лекция №12 — Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 — 1945 годах)
- История педагогики (Лекция №12 — Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 — 1945 годах)
- Задачи культурной революции и новые принципы 2
- Задачи культурной революции и новые принципы 3
- Задачи культурной революции и новые принципы 4
- 2. Педагогика и школа в 30 — 40-х годах XX века в СССР.
- 2. Педагогика и школа в 30 — 40-х годах XX века в СССР. 2
- 3. Советская педагогическая мысль в 20-х — 40-х годах XX века.
- Советская педагогическая мысль в 20-х — 40-х годах 2
- Советская педагогическая мысль в 20-х — 40-х годах 3
Особое место в педагогике первой трети XX века принадлежит А.С. Макаренко (1888 — 1939), который известен как блестящий практик и писатель. Его художественные произведения «Педагогическая система» (1937) и «Флаги на башнях» (1938) стали классикой отечественной педагогической лимтературы.
А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему воспитания трудных детей в коллективе и через коллектив. В 1920 году советское правительство поручило отделам народного образования организовать колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Одну из таких колоний и возглавил под Полтавой А.С. Макаренко, которое впоследствии было присвоено имя писателя М. Горького.
Основная задача воспитания по Макаренко — это создание коллектива, который объединяет людей не только общей целью в коллективном труде, но и общей организацией этого труда. По мнению Макаренко, коллектив это не толпа, а живой, развивающийся организм, целеустремленный комплекс личностей. Он обладает оргпанами самоуправления, которые представляют интересы коллектива, конкретной личности и общества.
А.С. Макаренко глубоко обосновал воспитательные возможности коллектива, разработал содержание его деятельности и принципы организации: закон движения коллектива (движение — это форма жизни коллектива, остановка — его смерть), систему перспективных линий (близкая, средняя, далекая), гласности, ответственную зависимость, принцип параллельного действия (воздействия на личность воспитателя, актива и всего коллектива).
Организационное строение коллектива по Макаренко.
1. Первичные коллективы (обряды), которые возглавляются командиром, назначенным педагогом. Затем командир и его помощник избираются на общем собрании всеми членами отряда.
2. Все воспитанники, хорошо относящие к учению, и принимающие участие в работе органов самоуправления входят в актив коллектива.
3. Главным огранном самоуправления коллектива является общее собрание всех отрядов, где выбирается совет командиров.
4. Для выполнения какого-либо одного задания создаются подвижные отряды (сводные отряды).
5. В любом коллективе должен сформироваться определенный мажорный тон, свой стиль и традиции.
6. Каждый член коллектива должен ощущать чувство собственного достоинства и гордость за свой коллектив, личную безопасность и защищенность в коллективе.
7. В коллективе должна присутствовать игра.
Этапы создания коллектива.
1. Становление коллектива — предъявление требований учителем, подбор актива и работа с ним.
2. Стабилизация структуры коллектива — усиление влияния актива, формирование общественного мнения.
3. Расцвет коллектива — вовлечение всех учащихся в общие дела.
Выделяют еще и четвертую стадию развития коллектива.
4. Движение коллектива вперед от цели к цели.
Произведения А.С.Макаренко изданы во многих странах мира. В последнее время отмечается повышенный интерес к его наследию. Особая активность в изучении его системы наблюдается в Германии, где созданы специальные центры и кафедры, издаются его работы и журналы типа «Макаренко-реферат», подготовлено 20-ти томное издание его трудов.