История педагогики (Лекция №12 — Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 — 1945 годах)
- История педагогики (Лекция №12 — Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ в 1917 — 1945 годах)
- Задачи культурной революции и новые принципы 2
- Задачи культурной революции и новые принципы 3
- Задачи культурной революции и новые принципы 4
- 2. Педагогика и школа в 30 — 40-х годах XX века в СССР.
- 2. Педагогика и школа в 30 — 40-х годах XX века в СССР. 2
- 3. Советская педагогическая мысль в 20-х — 40-х годах XX века.
- Советская педагогическая мысль в 20-х — 40-х годах 2
- Советская педагогическая мысль в 20-х — 40-х годах 3
- школы крестьянской молодежи (ШКМ) в сельской местности, где ставилась задача соединения общего образования (в объеме семилетки) с изучением сельск. хозяйства.
- школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) с 1920 года (на базе начальной школы) готовили квалифицированных рабочих,
- детские дома для беспризорных,
- школы-коммуны,
- опытные станции,
- профессиональные техникумы,
- ВУЗы, государст. высш. учебн. заведения для молодежи (бесплатные и доступные для всех).
Школьная система 1920-х годов выглядела следующим образом:
1) детские сады и площадки (6-8, 3-7),
2) девятилетняя школа с II ступенями (5 + 4),
3) семилетняя основная школа, первой ступенью которой являлась начальная школа. Разновидностью семилетки: ШКМ, ФЗС, ФЗУ,
4) средние профессиональные учебные заведения,
5) ВУЗы.
Разработка теоретических проблем организации школьного дела, образования, воспитания и обучения была сконцентрирована в научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУС), созданной в 1921 году под руководством Н.К. Крупской. В работе секции приняли участие известные педагоги, организаторы народного образования, разделявшие марксистскую идеологию, — П.П. Блонский, Н.Н. Иорданский, М.В. Крупенина, А.П. Пинкевич и др.
В первое время школы часто использовали старые учебники, но вскоре стали появляться новые учебные программы, учебники, пересматривалось содержание образования. С1923 года в школьную практику вводятся комплексные программы ГУСа. Особенностями этих программ были: рекомендательный, а не обязательный характер, комплексный, а не предметный характер, концентрический принцип отбора содержания материала. Программы были призваны устранить разрыв между учебными предметами и связать обучение с жизнью.
Учебный материал строился не по учебным предметам, а по темам и направлениям. Содержание учебного материала концентрировалось вокруг трех тем: природа, труд, общество.
Предметная система преподавания была ликвидирована на 1 ступени обучения, но сохранена на 2 ступени.
Опыт использования комплексных программ показал их достоинства (связь обучения с жизнью, развитие познавательной и творческой активности детей, межпредметые связи, преобладание индивидуальных форм обучения) и недостатки (отсутствие системности знаний). Работа по этим программам не могла обеспечить вооружение учащихся прочными знаниями основ наук. Язык, литература, математика почти не были представлены в данной схеме.