История педагогики (Лекция №10 — Движение за реформу школьного образования и педагогической мысли в начале XX века)
- История педагогики (Лекция №10 — Движение за реформу школьного образования и педагогической мысли в начале XX века)
- 2. Теория «трудовой школы», «гражданского воспитания» и «школы действия» (Г. Кершенштейнер, А. Лай)
- Теория «трудовой школы» 2
- 3. Педагогика прагматизма (Д. Дьюи, Х. Паркхерст, У. Килпатрик)
- Педагогика прагматизма 2
- 4.Экспериментальная педагогика и ее направления (А. Лай, Э. Мейман, А. Бине, Э. Торндайк)
- Экспериментальная педагогика и ее направления 3
- 5.Теория «свободного воспитания» (Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори).
- Теория «свободного воспитания» 2
- 6. Модернизация общеобразовательной школы в начале 19 –конце 20 вв.
- 6. Модернизация общеобразовательной школы в начале 19 –конце 20 вв. 2
- 7. Гуманистическая педагогика Януша Корчака.
- 7. Гуманистическая педагогика Януша Корчака. 2
- 7. Гуманистическая педагогика Януша Корчака. 3
- 8. Значение реформаторской педагогики для развития дидактики в прошлом и на современном этапе.
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
5. Теория «свободного воспитания» (Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори).
Главными представителями теории « свободного воспитания» можно считать шведскую писательницу и педагога Э. Кей, немецкого педагога Л. Гурлитта. К этому направлению реформаторской педагогики можно также отнести идеи и деятельность итальянского врача-психолога и педагога М. Монтессори. Приверженцев свободного воспитания объединяли отрицание традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта. Манифестом « свободного воспитания» стала книга Эллен Кей (1849-1926) «Век ребенка» (в русском переводе вышла в 1905 г.). Она утверждала, что великая тайна воспитания состоит в том, чтобы предоставить природе ребенка «спокойно и медленно помогать самой себе».
Ведущими принципами свободного воспитания провозглашались: вера педагога в творческие способности ребенка, убежденность, что любое внешнее влияние на его творческий потенциал оказывает тормозящее действие; на приобретение ребенком собственного опыта, лишь благодаря которому происходит полноценное развитие личности; стимулирование активного отношения к жизни, культуре и потребности в самообразовании и самовоспитании; трактовка школы как живого, непрерывно развивающегося организма; понимание роли педагога как старшего товарища; организация жизни детского коллектива на основе самоуправления.
Э. Кей призывала общественность к борьбе за признание социальной важности материнских функций и одной из наиболее актуальных задач современного общества считала создание нового поколения образованных матерей, способных уберечь своих детей от обезличивания.
Только домашнее воспитание, по ее мнению, дает простор развитию индивидуальности ребенка.
Школа, в свою очередь, должна строить обучение и воспитание исходя из индивидуальности каждого ученика, обеспечивая при этом преемственную связь с домашним воспитанием, организуя широкую самодеятельность школьников и способствуя развитию у детей всех присущих им дарований.
Разделяя эту точку зрения, Людвиг Гурлитт (1855-1931) обосновывал идею о том, что воспитание не должно преследовать практических целей, чего в большинстве своем требовала общественность, а преимущественно развивать все силы и активность детей. Систематические занятия в народной школе должны быть заменены спортом, играми, беседами, творческими работами, т. е. всем тем, что воспитывает независимость суждений, волю, дисциплину. Традиционное содержание учебных программ немецких школ он предлагал заменить широко трактуемым эстетическим воспитанием и занятиями различными видами ручной деятельности.