История педагогики (Лекция №10 — Движение за реформу школьного образования и педагогической мысли в начале XX века)
- История педагогики (Лекция №10 — Движение за реформу школьного образования и педагогической мысли в начале XX века)
- 2. Теория «трудовой школы», «гражданского воспитания» и «школы действия» (Г. Кершенштейнер, А. Лай)
- Теория «трудовой школы» 2
- 3. Педагогика прагматизма (Д. Дьюи, Х. Паркхерст, У. Килпатрик)
- Педагогика прагматизма 2
- 4.Экспериментальная педагогика и ее направления (А. Лай, Э. Мейман, А. Бине, Э. Торндайк)
- Экспериментальная педагогика и ее направления 3
- 5.Теория «свободного воспитания» (Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори).
- Теория «свободного воспитания» 2
- 6. Модернизация общеобразовательной школы в начале 19 –конце 20 вв.
- 6. Модернизация общеобразовательной школы в начале 19 –конце 20 вв. 2
- 7. Гуманистическая педагогика Януша Корчака.
- 7. Гуманистическая педагогика Януша Корчака. 2
- 7. Гуманистическая педагогика Януша Корчака. 3
- 8. Значение реформаторской педагогики для развития дидактики в прошлом и на современном этапе.
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
7. Гуманистическая педагогика Януша Корчака.
Януш Корчак (Генрик Гольдшмит,1878-1942) — представитель гуманистической педагогики, талантливый врач, известный детский писатель, видный польский педагог, мужественный человек. Главным делом жизни Я.Корчака стал Дом сирот для еврейских детей, которым он руководил на протяжении 30 лет — до конца своей жизни. 5 августа 1942 г. двести детей с девятью воспитателями шли строем через Варшаву. Я.Корчак, отказавшись от предложения гитлеровцев сохранить ему жизнь, шел во главе колоны, держа за руки двух самых маленьких детей. Колону вели в газовые камеры лагеря смерти Треблинки. Над колонной реяло зеленое приютское знамя надежды с четырехлистным золотым клевером… . На месте их смерти стоит камень с надписью «Януш Корчак и дети». Когда в период немецкой оккупации Польши фашисты осудили детей Дома сирот на страшную смерть в крематории концлагеря Треблинка, Я.Корчак со своей неизмеримой любовью и сочувствием к своим воспитанникам, по своей воле (как известно педагогу фашисты предлагали сохранить жизнь) пошел в крематорий вместе с детьми, чтобы поддержать их в последнюю страшную минуту их жизни. Вся педагогическая деятельность Я. Корчака, все его педагогические принципы — это проявление величайшей преданности детям, величайшего понимания мира детства.
«Услышать! Понять! Установить диалог», — кредо жизненной философии и основной тезис педагогики Я.Корчака.
Рассматривая педагогическое наследие Я.Корчака, следует подчеркнуть, что педагогику он считал наукой не о ребенке, а о человеке, тем самым выделял ее общечеловеческую и гуманистическую направленность. Вопреки представлению, что ребенок — лишь будущий человек, а детство — подготовительный этап взрослой жизни, он утверждал идею полноценности ребенка как человека, самоценности детства как подлинного, а не предварительного этапа взрослой жизни. Признание равноценности ребенка и взрослого означает признание права ребенка быть тем, кем он есть, — право на индивидуальность, право на уважение человеческого достоинства. Я.Корчак предостерегал от «однополярного» воспитания, напоминая, что следует посвятить ребенка не только в добрые идеалы, но и привить сопротивляемость злу и конформизму.