История педагогики (Лекция №10 — Движение за реформу школьного образования и педагогической мысли в начале XX века)
- История педагогики (Лекция №10 — Движение за реформу школьного образования и педагогической мысли в начале XX века)
- 2. Теория «трудовой школы», «гражданского воспитания» и «школы действия» (Г. Кершенштейнер, А. Лай)
- Теория «трудовой школы» 2
- 3. Педагогика прагматизма (Д. Дьюи, Х. Паркхерст, У. Килпатрик)
- Педагогика прагматизма 2
- 4.Экспериментальная педагогика и ее направления (А. Лай, Э. Мейман, А. Бине, Э. Торндайк)
- Экспериментальная педагогика и ее направления 3
- 5.Теория «свободного воспитания» (Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори).
- Теория «свободного воспитания» 2
- 6. Модернизация общеобразовательной школы в начале 19 –конце 20 вв.
- 6. Модернизация общеобразовательной школы в начале 19 –конце 20 вв. 2
- 7. Гуманистическая педагогика Януша Корчака.
- 7. Гуманистическая педагогика Януша Корчака. 2
- 7. Гуманистическая педагогика Януша Корчака. 3
- 8. Значение реформаторской педагогики для развития дидактики в прошлом и на современном этапе.
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
2. Теория «трудовой школы», «гражданского воспитания» и «школы действия» (Г. Кершенштейнер, А. Лай)
Г.Кершенштейнер предлагал для практических занятий разные мастерские, кузню, школьный сад — вообще ту сферы деятельности, к которой у ребенка есть интерес. И хотя такая трудовая школа знакомит учащимся с методами и приемами труда характерными для определенной отрасли знаний (средняя школа) или практической деятельности (народная начальная школа), она носит не профессиональный, а политехнический характер.
Профессиональную подготовку Г. Кершенштейнер предлагал осуществлять в «дополнительных» школах для работающих подростков, окончивших народную школу.
Идеи Кершенштейнера перекликаются с идеями швейцарского педагога И.Г. Песталоцци не только в плане соединения обучения с трудом, но и в плане всестороннего развития личности, которую оба предусматривали в своей трудовой школе.
В тесной связи с концепцией трудовой школы у Г.Кершенштейнера выступала теория гражданского воспитания, изложенная им в работе «Понятие гражданского воспитания». В ней он рассматривал народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные институты, способные формировать у молодежи желание трудиться на благо отечества и защищать его. Учить детей работать практически нужно не для того, что бы став взрослыми, « они понимали цель и благо государства, службе ему посвящали бы себя, работали преданно во имя людей или великой идеи».
Начало 20 в. характеризовалось быстрым распространением школ с трудовым уклоном не только в европейских странах включая Россию, но и в азиатских, например в Японии. Вместе с тем у представителей трудовой школы не было единодушия по многим вопросам, и прежде всего по вопросу о целях трудового воспитания. В 1903 г. вышла в свет работа А.Лая « Экспериментальная дидактика», в которой он излагал свои требования к трудовой школе. Труд рассматривался им не как учебный предмет, а как принцип преподавания всех учебных дисциплин. Ручной труд, считал А.Лай, должен вводиться в народную школу прежде всего как средство умственного, физического и духовного развития учащихся. А.Лай представлял свое видение школы в так называемой педагогике действия.