История педагогики (Лекция №10 — Движение за реформу школьного образования и педагогической мысли в начале XX века)
- История педагогики (Лекция №10 — Движение за реформу школьного образования и педагогической мысли в начале XX века)
- 2. Теория «трудовой школы», «гражданского воспитания» и «школы действия» (Г. Кершенштейнер, А. Лай)
- Теория «трудовой школы» 2
- 3. Педагогика прагматизма (Д. Дьюи, Х. Паркхерст, У. Килпатрик)
- Педагогика прагматизма 2
- 4.Экспериментальная педагогика и ее направления (А. Лай, Э. Мейман, А. Бине, Э. Торндайк)
- Экспериментальная педагогика и ее направления 3
- 5.Теория «свободного воспитания» (Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессори).
- Теория «свободного воспитания» 2
- 6. Модернизация общеобразовательной школы в начале 19 –конце 20 вв.
- 6. Модернизация общеобразовательной школы в начале 19 –конце 20 вв. 2
- 7. Гуманистическая педагогика Януша Корчака.
- 7. Гуманистическая педагогика Януша Корчака. 2
- 7. Гуманистическая педагогика Януша Корчака. 3
- 8. Значение реформаторской педагогики для развития дидактики в прошлом и на современном этапе.
- Контрольные вопросы и задания
- Литература
Исходным пунктом и способом реализации педагогики действия выступали для него не книги и объяснения учителя, не один лишь интерес, воля, труд или что-либо подобное, а, как писал он сам, лишь полная жизнь ребенка с ее гармоническим разнообразием реакций. В основе обучения должна лежать последовательность таких действий, как восприятие, умственная переработка воспринятого и внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, опытов, драматизации и других средств. Именно ручной труд выступал у А.Лая как принцип преподавания, способствующий обучению и воспитанию. Труд является необходимым заключительным звеном естественного процесса взаимосвязанных реакций. Особая роль отводилась третьему компоненту его триады — выражению, которое и являлось собственно действием, направленным на приспособление ребенка к окружающим условиям среды, в том числе и социальным. Это приспособление ребенка было основной задачей «школы действия».
В книге «Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры» А.Лай писал о том, что его школа ставит своей целью создать для ребенка простор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее, она должна быть для ребенка общиной, моделирующей природную и социальную среду, вынуждающей согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей. В 1910г. на собрании учителей в Страсбурге А. Лай выступил с докладом о новых педагогических течениях, в котором он обратил внимание на значительную путаницу понятий и терминов в педагогических концепциях и предложил разраничить понятия «школа труда» и «школа действия», показав, что эти понятия хотя и имеют общие черты, но не совпадают. Под «школой труда» подразумевался производительный труд, а под «школой действия» — разносторонняя деятельность, куда входит как составная часть и производительный труд. А.Лай указывал на то, что под понятием «трудовая школа» в педагогическом мире часто понималось не одно и тоже. Таким образом, в реформаторском движении трудовой школы выделялись две основные группы — сторонники понимания труда в школе как всякого рода активной деятельности (мускульной, интеллектуальной, творческо-изобретательной) и так называемые мануалисты — сторонники понимания труда как деятельности, направленной на создание материальных ценностей.