Общее недоразвитие речи
- Общее недоразвитие речи
- Подготовительный этап
- Преддошкольный этап
- Дошкольный этап
- Словарь
- Развитие связной речи у детей в онтогенезе
- Причины возникновения ОНР
- Специфика усвоения языка детьми с общим недоразвитием речи
- Критерии дифференциации состояния речи по уровням речевого развития
- Общие сведения об алалии
- Причины алалии
- Анатомо-физиологические особенности алалии
- Классификация алалии
- Сенсорная алалия
- Обследование детей
- Основные направления коррекционного воздействия
- Содержание коррекционной работы при ОНР
- Организация логопедической работы с детьми, страдающими ОНР, в дошкольном учреждении
Общие сведения об алалии
Термин «алалия» (от греч. А — отрицание, lalio-говорю, речь) — в переводе отсутствие речи, безречье — встречается в литературе, посвященной нарушениям речи, с давних пор. Кроме термина «алалия», для обозначения этого нарушения речи в литературе (особенно в зарубежной) используются и многие другие термины «врожденная афазия», «онтогенетическая афазия», «афазия развития», «дисфазия», «задержка речевого развития», «конституциональная задержка речи», «нарушенное усвоение языка», «слухонемота» и т.д.
Научно обоснованных статистических сведений о распространенности алалии нет. Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1%, а среди детей школьного возраста у 0,6- 0,2%. В среднем считать, что алалия встречается у 0,1% населения. Авторы подчеркивают, мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.
Как отмечал А. Куссмауль (1877), большая часть врачей прежних веков и до начала нынешнего соединения все формы потери речи под именем алалии и говорила о них наряду с афонией, но постепенно эти формы стали разграничивать. Одним из первых различие между этими формами вводится И. Франк, который рассматривает алалию как немоту вследствие полной невозможности артикулирования и противопоставляет магилалия как нарушению произношения вследствие затруднений в артикуляции. И алалию, и магилалию (на русский язык это слово было переведено как косноязычие). И. Франк рассматривал как степени дислалии, под которой он подразумевал нарушение произношения, обусловленное артикуляционными (артикуляторными) трудностями.
В 1830 г. Р. Шультесс выделяет алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение но, как и И. Франк, рассматривает ее в связи с артикуляционными расстройствами. Алалия противопоставляется дислалии как полная невозможность артикулирования, что позже правомерно стало именоваться анартрией.
В классификации А. Куссмауля для общего наименования расстройств артикулирования (дизартрия и дислалия, а также расстройства дикции — дисфазия) вводится понятно «лалопатия». При этом алалию А. Куссмауль, как предшественники, относил к нарушениям речи, связанным с артикуляционными расстройствами, и полагал для нее равнозначным термин anartria literalis (отсутствие артикуляции звуков). К алалии, таким образом, А. Куссмауль относил нарушения, для которых характерна полная невозможность произносить членораздельный звук; в дальнейшем для обозначения такого состояния стал использоваться термин «анартрия». Наряду с названными артикуляторными нарушениями. А. Куссмауль выделяет нарушения, которые он назвал расстройствами дикции. К ним он относил нарушения грамматических форм и синтаксических выражений. Эти нарушения исследователь назвал дисфазиями.
В работах фониатора Р. Коэна (1888) термин «алалия» применяется для характеристики немоты, не обусловленной артикуляционными нарушениями. Он называет это нарушение слухонемотой (немота при сохранном слухе в отличие от глухонемоты, т.е. немоты при отсутствии слуха) или идеопатической алалией (безречие неясного происхождения).
В последующих работах разных авторов термин «алалия» и «афазия» («дисфазия») еще длительное время употребляются без достаточного разграничения, только к 30-м годам нашего столетия в отечественной логопедии понятия «алалия» и «афазия» окончательно разводятся: алалия- недоразвитие речи, афазия — ее утрата, распад. В 50-60-е годы это разграничение утвердилось, в настоящие время оно признается подавляющим большинством исследователей, хотя терминологическая избыточность иногда все еще продолжает иметь место.
Успехи в изучении алалии в работах новейшего периода достигнуты благодаря тому, что исследователи в своей деятельности стали широко опираться на методологию комплексного синдромального подхода к анализу дефекта. Доминирующим при этом является психолингвистический аспект изучения, представленный в работах Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшикова, Б. М. Гриншпуна и других исследователей. Не все проблемы изучения алалии в настоящее время раскрыты. Но в отличии от предшествующих периодов, когда, по словам Орфинской, спорных вопросов и расхождений между исследователями алалии было больше, чем общепринятых положений, на современном этапе развития логопедии имеется больше общего во взглядах на алалию, больше общих точек зрения, чем разногласий. Общее проявляется в основных, принципиальных установках на понимания дефекта, его механизма, путей преодоления.