Общее недоразвитие речи
- Общее недоразвитие речи
- Подготовительный этап
- Преддошкольный этап
- Дошкольный этап
- Словарь
- Развитие связной речи у детей в онтогенезе
- Причины возникновения ОНР
- Специфика усвоения языка детьми с общим недоразвитием речи
- Критерии дифференциации состояния речи по уровням речевого развития
- Общие сведения об алалии
- Причины алалии
- Анатомо-физиологические особенности алалии
- Классификация алалии
- Сенсорная алалия
- Обследование детей
- Основные направления коррекционного воздействия
- Содержание коррекционной работы при ОНР
- Организация логопедической работы с детьми, страдающими ОНР, в дошкольном учреждении
Организация логопедической работы с детьми, страдающими ОНР, в дошкольном учреждении
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными задачами этих занятий являются:
1. Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.
2. Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры; контроль над внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
3. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ — описание.
Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные языковые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности. Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развития связанной речи строится с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики. Логопеду следует четко:
- определять тему и цель занятий;
- выделить предметный, глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;
- отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятий, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление речевого материала);
- обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, и сформулировать цель каждого этапа;
- обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
- включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля своих действий и действий товарищей;
- при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;
- предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и в познавательную деятельность;
- включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала.
Логопедические фронтальные занятия по формированию произношения планируются с учетом задач и содержания каждого периода обучения.
Когда дети уже научатся активно вслушиваться в речь логопеда и выполнять его обращения, просьбы, инструкции, относящиеся к невербальным и вербальным заданиям, формируются группы детей, состав которых может включать 4 — 5 человек. Это дает возможность обеспечить совместные игры и уделить внимание организации взаимоотношений детей в совместной речевой деятельности.
Учитываются общеразвивающие и коррекционные задачи. При этом ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Большой интерес к знанию дети проявляют тогда, когда создаются занимательные игровые сюжеты, в которых часто они сами являются активными участниками. Игра позволяет развивать у детей и познавательный интерес и активизировать речевую деятельность детей.
Кроме того, игра помогает соматически ослабленным детям, которые быстро устают и их работоспособность падает. Поэтому в середине занятия проводятся динамические паузы для снятия мышечного напряжения. Используются физкультминутки, пальчиковая гимнастика и другие приемы с речевым ритмическим сопровождением.
В воспитании звуковой культуры речи важно осознание фонологических средств языка, интонационной выразительности речи. Развитие звуковой стороны речи тесно связано с обучением ребенка грамоте, умением распознавать место звука в слове, вычленять звуки шипящие, свистящие, сонорные, твердые и мягкие, гласные и согласные. Все эти умения необходимы ребенку для дальнейшего обучения его чтению.
В каждом занятии обязательно предусматриваются упражнения по закреплению правильного произношения данного звука (на материале слогов, слов, предложений и текстов), развитию фонематического слуха, восприятию, овладению навыками элементарного анализа и синтеза. Обязательным является включение заданий по развитию слухоречевой памяти.
Фонетическое фронтальное занятие состоит из нескольких этапов, к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. Предусматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной особенностью этих занятий является также постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требования их правильного фонетического оформления.
Особое внимание следует уделять организации самих занятий. С самого начала учебного года необходимо воспитывать у детей организационные навыки, позволяющие осуществлять коллективную речевую деятельность.
Важно на протяжении всего занятия поддерживать мотивацию общения.
Этому способствует четкая и логичная система подбора вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям, умелый отбор тематики занятий, способный заинтересовать детей, красочные и разнообразные пособия, а также предварительная подборка материала для занятия с помощью родителей. Логопед должен ориентироваться на обще интересы детей, что позволяет активизировать из высказывания.
При определении структуры занятия необходимо распределение эмоциональных моментов таким образом, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
Именно в такие периоды эффективнее всего использовать речевые игры.
Учитывая возрастные особенности детей и необходимость и формирования у них неречевых процессов, на логопедических занятиях широко используются игровые моменты, разнообразные упражнения на развитие внимания и памяти.
- << Назад
- Вперёд