Общее недоразвитие речи
- Общее недоразвитие речи
- Подготовительный этап
- Преддошкольный этап
- Дошкольный этап
- Словарь
- Развитие связной речи у детей в онтогенезе
- Причины возникновения ОНР
- Специфика усвоения языка детьми с общим недоразвитием речи
- Критерии дифференциации состояния речи по уровням речевого развития
- Общие сведения об алалии
- Причины алалии
- Анатомо-физиологические особенности алалии
- Классификация алалии
- Сенсорная алалия
- Обследование детей
- Основные направления коррекционного воздействия
- Содержание коррекционной работы при ОНР
- Организация логопедической работы с детьми, страдающими ОНР, в дошкольном учреждении
Словарь
пассивный активный
под пассивным словарём понимают возможность понимания слов, под активным словарём употребление слов в речи.
Грамматический строй — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Различают: 1) морфологический уровень грамматической системы- предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования;
2) синтаксический уровень — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова и предложения.
Л. С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребёнка является установление контакта с окружающим.
В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами.
Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребёнка, то есть расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.
Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе обогащения словаря выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.
Первоначально общение взрослых с ребёнком носит односторонний эмоциональный характер, вызывает желание у ребёнка вступить в контакт, затем ребёнок сам является инициатором общения.
В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок.
Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, рассматривается в работах таких авторов, как М.М. Кольцова, Е.Н. Винарская, Д.Б. Эльконин.
Этапы развития детской речи |
Содержание этапов |
1 — ый этап развития детской речи |
«Слово- предложение», слово не обладает ещё грамматическим значением. (на, дай, киса), слова означают как действия, так и предметы. |
2 — ый этап развития детской речи (возраст 1,5 до 2 лет) |
Расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай) |
Грамматическая структура предложения усваивается ребёнком поэтапно. Первыми появляются следующие формы слов: именительный падеж единственного и множественного числа; винительный падеж имён существительных; глаголы; предложение включает до 4 — х слов.
Словарь ребёнка тоже формируется постепенно.
1) Синтагматические ассоциации — словосочетание, чаще всего согласованное (жёлтый цветок, красная чашка);
2) Парадигматические ассоциации — дифференцированный семантический признак (чашка — посуда; дерево — берёза)
а) ассоциации, выражающие синонимические отношения (смелость — храбрость)
б) ассоциации, выражающие антонимические отношения, то есть отношения противопоставления (высоко — низко);
в) ассоциации, выражающие отношения «целое- часть» (дом — крыша, дерево — ветка);
г) ассоциации, выражающие родовидовые отношения (посуда — кастрюля, цветок — роза).
3) Тематические ассоциации - характеризуют отношения одного семантического поля
а) отношения объекта и действия, которое осуществляется с данным предметом (посуда — мыть);
б) отношения признака и объекта (желтый — солнышко).
4) Ассоциации грамматических форм одного и того же слова
Формы множественного числа: стол — столы и т.д.
К 3 годам — насчитывается в словаре ребёнка более 1000 слов.
К 4 годам — до 1600 слов.
К 5 годам — словарь состоит из 2200 слов.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети имеют довольно разнообразный словарь, ребёнок овладевает грамматическим строем родного языка.