Общее недоразвитие речи

Словарь

пассивный активный

под пассивным словарём понимают возможность понимания слов, под активным словарём употребление слов в речи.

Грамматический строй — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Различают: 1) морфологический уровень грамматической системы- предполагает умение владеть приёмами словоизменения и словообразования;

2) синтаксический уровень — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова и предложения.

Л. С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребёнка является установление контакта с окружающим.

В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами.

Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребёнка, то есть расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира.

Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе обогащения словаря выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком.

Первоначально общение взрослых с ребёнком носит односторонний эмоциональный характер, вызывает желание у ребёнка вступить в контакт, затем ребёнок сам является инициатором общения.

В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок.

Ранний этап формирования речи, в том числе и овладения словом, рассматривается в работах таких авторов, как М.М. Кольцова, Е.Н. Винарская, Д.Б. Эльконин.

Этапы развития детской речи

Содержание этапов

1 — ый этап развития детской речи

«Слово- предложение», слово не обладает ещё грамматическим значением. (на, дай, киса), слова означают как действия, так и предметы.

2 — ый этап развития детской речи (возраст 1,5 до 2 лет)

Расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации (Катя бай)

Грамматическая структура предложения усваивается ребёнком поэтапно. Первыми появляются следующие формы слов: именительный падеж единственного и множественного числа; винительный падеж имён существительных; глаголы; предложение включает до 4 — х слов.

Словарь ребёнка тоже формируется постепенно.

1) Синтагматические ассоциации — словосочетание, чаще всего согласованное (жёлтый цветок, красная чашка);

2) Парадигматические ассоциации — дифференцированный семантический признак (чашка — посуда; дерево — берёза)

а) ассоциации, выражающие синонимические отношения (смелость — храбрость)

б) ассоциации, выражающие антонимические отношения, то есть отношения противопоставления (высоко — низко);

в) ассоциации, выражающие отношения «целое- часть» (дом — крыша, дерево — ветка);

г) ассоциации, выражающие родовидовые отношения (посуда — кастрюля, цветок — роза).

3) Тематические ассоциации - характеризуют отношения одного семантического поля

а) отношения объекта и действия, которое осуществляется с данным предметом (посуда — мыть);

б) отношения признака и объекта (желтый — солнышко).

4) Ассоциации грамматических форм одного и того же слова

Формы множественного числа: стол — столы и т.д.

К 3 годам — насчитывается в словаре ребёнка более 1000 слов.

К 4 годам — до 1600 слов.

К 5 годам — словарь состоит из 2200 слов.

Таким образом, к концу дошкольного возраста дети имеют довольно разнообразный словарь, ребёнок овладевает грамматическим строем родного языка.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Общее недоразвитие речи