Общее недоразвитие речи

Классификация алалии

В связи с тем что в основание различения форм положены разные критерии, имеются различные классификации алалии. Так А. Либман (1925) выделил следующие формы алалии: Моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту, переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием.

Р.Е. Левина (1951) предлагает психологическую классификацию нарушения, выделяя группы детей с неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием, с нарушением зрительного (предметного)восприятия и с нарушением психической активности.

В. К. Орфинская (1963) Разработала лингвистическую классификацию, выделяя по ведущему типу нарушения языковых систем 10 форм алалии с первичным или вторичным нарушением языковых систем: 4 формы моторной, 4 формы сенсорной недостаточности и 2 формы, связанные с двигательно-зрительными расстройствами, лежащими в основе недоразвития речи.

М. Зееман (1962) подразделяет центральные расстройства речи (дисфазии) детского возраста на экспрессивные дисфатические нарушения с типичными признаками моторной афазии, аграфии, алексии, с сохранным пониманием, и рецептивные дисфатические нарушения, сходные внешне с сенсорной афазией.

Авторы подчеркивают существенное отличие афазии детского возраста (алалии) от афазии взрослых: У детей нарушения не столь частые и постоянные, так как детский мозг находится в постоянном развитии, и в нем быстрее возникают новые связи и формируются замещающие функции.

По В. А. Ковшикову (1985) Встречаются импрессивные (сенсорные) и экспрессивные (моторные) формы алалии. Под экспрессивной алалией понимается языковое расстройство, характеризующееся нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования, что проявляется в невозможности грамматических, лексических и фонетических операций при относительной сохранности смысловых и артикуляционных, операций.

Е. Ф. Соботович (1985), анализируя нарушение с учетом психолингвистической структуры и механизмов речевой деятельности, выделяет алалии: преимущественными нарушениями усвоения парадигматической или синтагматической систем языка. При моторной алалии, но мнению Е. Ф. Соботович, отмечается нарушение овладения знаковой формой языка (правилами сочетания и использования знаков в процессе порождения речи).

Возникновение и динамику развития алалии некоторые авторы схематично представляют следующим образом: та или иная причина вызывает поражение всей сенсомоторной области коры головного мозга, вследствие чего у ребенка возникает тотальная алалия. В последующие годы под воздействием компенсаторных факторов и развития вещества мозга основной очаг повреждения сдвигается в сторону сенсорной или моторной области коры. Поэтому разделение алалии на формы сенсорную и моторную на начальных этапах развития ребенка несколько условно, лишь в дальнейшем можно выделить ведущий компонент нарушения. В ряде новейших исследований это деление проводится в терминах экспрессивной и импрессивной алалии (по аналогии с такими же делением афазии). Этими терминами подчеркивает не физиологический,а психологический подход к квалификации нарушений.

Выделяют разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью.

Таким образом, литературные данные по проблеме алалии многоаспектны и разноречивы. Речь как сложная функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Сложно-организованный и полимодальный по своему строению речевой процесс не сводится исключительно к моторному уровню. Для детей с алалией типичны не только запаздывания появления экспрессивной речи, но и патологический ход ее развития.

Исследования фонетико-фонематичес-кой стороны языка при алалии, проведенные Н.Н. Трауготт позволили сделать вывод о нарушении у детей анализа собственных артикуляционных движений и снижение слухового контроля за произносимой речью. Дети испытывают затруднения при повторении отдельных звуков и их сочетаний, хотя в непроизвольной речи эти звуки могут произноситься правильно. Звуковой и слоговой состав слов неустойчивый, нестабильный. Для состояния словарного запаса детей с ОНР характерна недостаточная систематизация и обобщенность лексического запаса, частичная сформированность взаимообратимых связей между словом и образом.

По выражению Н.Н. Трауготт ребенок с недоразвитием речи как бы перерастает свои речевые возможности: оформление его мыслей соответствует оформлению мыслей детей более младшего возраста, хотя сами мысли, их содержание находятся на стадии более высокого развития.

Б.М. Гриншпун отмечает, что на начальных этапах формирования речи у ребёнка с алалией отсутствует потребность общения и накапливаются лишь отдельные речевые действия, что обусловлено нарушением общей и речевой активности (мотивационной активности). Другие авторы также считают, что из-за ограничения возможностей овладения системой языковых знаков и дефицитарности самих языковых средств различных уровней при моторной алалии нарушается в целом коммуникативная деятельность.

Исследователи отмечают, что грамматический строй речи при алалии развивается медленно и неравномерно. Отсутствие набора семантических эквивалентов и доступных грамматических средств приводит к смысловым замещениям, к ограниченности выбора из ряда слов и грамматических моделей, которые необходимы для данного контекста.

Иной подход к изучению алалии представлен в работах В.К. Орфинской, изучавшей особенности формирования у детей языковых систем -фонематической, морфологической, грамматической с лингвистической точки зрения. Изучая общие закономерности недоразвития языковых систем в целом, возможна более тонкая дифференциация форм алалии, что имеет существенное значение для педагогической практики и разработки дифференцированной методики работы.

В.К. Орфинской разработана лингвистическая характеристика алалии, в которой выделяются три группы: первичное недоразвитие языковых систем, связанное с избирательной неполноценностью речедвигательно-го и слухового анализаторов, вторичное недоразвитие языковых систем в связи с нарушением нормальной деятельности двигательного и зрительного анализаторов, вторичное недоразвитие языковых систем, связанное с затруднениями при установлении межанализаторных связей.

Т.Г. Визель, рассматривая причины несформированности речи при алалии с нейролингвистической точки зрения, считает что алалия и задержка речевого развития — явления одного рода, так как механизмом их возникновения является нарушение фонологического артикулирования. Алалию принято диагностировать, когда речь не развивается, а задержку речевого развития — когда связь осуществляется не в полном объёме, но с нейролингвисти-ческих позиций любая задержка речевого развития — это парциальная алалия.

Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей с ОНР оказывает отрицательное воздействие на развитие связной речи и существенно влияет на речевое поведение. Данные недостатки приводят к обеднению экспрессивной лексики у детей с недоразвитием речи и создают затруднения в овладении средствами выразительности связного высказывания .Т.Д. Барменкова ] отмечала, что у детей с общим недоразвитием речи выявляется различный уровень сформированности предпосылок к овладению семантическими аспектами текстового сообщения, это выражается в своеобразии развития вербальных и невербальных логических операций.

Все эти нарушения свидетельствуют о наличии у дошкольников общего недоразвития речи.

Моторная алалия

В исследовании С.Н. Шаховской, посвященном формированию морфологической системы словоизменения у детей с моторной алалией, определены приёмы формирования грамматических категорий имён существительных, глаголов, прилагательных. Отмечается, что работа по развитию грамматического строя речи должна быть частью работы над всей системой речи в целом, поскольку уровень развития грамматического строя речи зависит от степени развития словарного запаса и звукопроизношения. Важным источником речевого развития детей с моторной алалией называется их общение с нормально говорящими детьми.

С.Н. Шаховская отмечает, что путем усвоения любой грамматической конструкции является многократное ее повторение за логопедом, это объясняется трудностями образования и закрепления сложных стереотипов при данной патологии. В то же время работа по формированию грамматического строя речи должна быть тесно связана со спонтанным речевым развитием и следовать основным принципам дидактики: в работе над грамматическим строем речи должна быть строгая последовательность, постепенность, материал подбирается по принципу возрастающей трудности. Автором методически обосновываются приемы работы над грамматическим строем речи: повторение ребенком слов и фраз за логопедом; заучивание наизусть словосочетаний и фраз; ответы на вопросы логопеда и грамматические упражнения. А.К. Марковой показано, что особенности слоговой структуры слова связаны с уровнем недоразвития речи и с характером преобладающей патологической симптоматики. Она выявила две основные группы ошибок: ошибки звукового состава слова, выраженные в пропуске звуков слова, в замещении, перестановке и добавлении звука, и ошибки звуковой структуры слова, при этом употребление слова не зависит от ударности. Было отмечено, что количество искажений возрастает с увеличением словаря ребенка и во время занятия, при возникновении утомления. Усвоение речи при моторной алалии складывается из двух процессов — усвоение звуков и формирование ритмически организованной последовательности звуков в составе слова.

Вы здесь: Главная Педагогика Логопедия Общее недоразвитие речи